Коллекция онлайн

1842, Череповец Новгородской губ. – 1904, Порт-Артур

После неудачи

Этюды, написанные во время первого (1867–1868) путешествия в Среднюю Азию. 1868

  • Холст, масло. 47,5 x 39,5
  • Ж-4178

  • Пост.: 1899 из Фермерского дворца, Петергоф


Картины «После удачи» и «После неудачи», созданные во время пребывания художника в Туркестане, явились первыми произведениями Верещагина, посвященными теме войны. Экспонировались на выставке картин туркестанской серии в Петербурге в 1869. «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 328.

Картины «После удачи» и «После неудачи» были написаны под впечатлением войны в Туркестане (1867–1869). Повествовательность и достоверность трактовки типичных для военных будней сюжетов — бухарские воины, разглядывающие отрубленную голову противника, или русский солдат, раскуривающий трубку и невозмутимо взирающий на побежденных врагов — демонстрируют зрителю ужасы войны, когда смерть становится привычным явлением. Картины открыли новое направление в русской батальной живописи, связанное с пацифистическим отношением к военным событиям. Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI–XX веков. СПб, 2022. С. 109.

В 1867–1869 Верещагин добровольно служил в пограничных войсках в Туркестане и участвовал в походах под начальством генерала К. П. Кауфмана. Проявив храбрость при обороне Самарканда, он получил высшую боевую награду – Георгиевский крест. Рисунки и этюды, исполненные им в эти годы, легли в основу его знаменитой "Туркестанской серии", в которой публицистически остро, с жестоким реализмом, раскрывается изнанка войны, повествуется о горькой судьбе рядовых русских солдат, об их кровавых военных буднях. "Из Туркестана он воротился живописцем войны и потрясающих трагедий, живописцем такого склада, какого прежде никто не видел и не слыхивал ни у нас, ни в Европе", – писал о художнике В. В. Стасов. Картина "После неудачи" – проста и выразительна. У крепостной стены, на первом плане убитые в недавнем бою бухарцы. Рядом с ними русские солдаты, спокойно стоящие и разговаривающие о своих делах. В картине звучит явное осуждение художником полного равнодушия к смерти людей, черствость человеческих душ, порожденная войной. Такая трактовка событий явилась новым словом в отечественной батальной живописи, по давней традиции возвышавшей военные сражения и их участников как рыцарей доблести и победы. 

В 1899 году собрание <Русского музея> стало более разносторонним благодаря поступившим от Николая II первым батальным работам В. В. Верещагина: «После удачи» и «После неудачи» (1868), написанным в Ташкенте. Необычная для официальной батальной живописи правдивость в показе жестокого отношения к пленным, присущего не только армии эмира, но и русским войскам, стала началом того протеста против зверств и дикости войны, который пронизывает лучшие полотна художника-гуманиста. Шувалова И. Н. К истории формирования коллекции шестидесятых годов в Русском музее // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 32.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: