Христос и грешница (Кто без греха?)
1888
- Период Вторая половина XIX века
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Идея „создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа“, появилась у Поленова в юности под влиянием творчества А. А. Иванова. Замысел картины созрел в 1867 году, во время учебы в ИАХ, а первые эскизы были сделаны в 1873 и 1876 годах во время пенсионерской поездки. Для воссоздания исторически достоверной обстановки Поленов в 1881–1882 совершил путешествие по Египту, Сирии, Палестине, Греции, а зимой 1883–1884 жил в Риме. Во время этих поездок он создал множество портретов, архитектурных и пейзажных этюдов.
В 1885 году в усадьбе под Подольском был закончен угольный рисунок на холсте в размер будущего произведения. Над самой картиной Поленов работал в течение 1886–1887 в Москве, в доме С. И. Мамонтова. Картина была показана на 15-й Передвижной выставке 1887 года. Противостояние толпы и Христа составляет драматургию сюжета. Образ Христа, над которым он долго работал, имел для Поленова, живописца и философа, большое значение. Самоуглубленный поленовский Христос выражает мироощущение живописца, в основе которого стремление к красоте и гармонии окружающего мира. Величественность и покой архитектуры и природы утверждают победу красоты и добра над злом. Картина, не соответствовавшая канонам ни академической, ни религиозной живописи, вызвала горячие споры современников. Екатерина Шилова // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 166-167.
Идея «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа» появилась у Поленова в юности под влиянием творчества А. А. Иванова. Для воссоздания исторически достоверной обстановки Поленов в 1881–1882 совершил путешествие по Египту, Сирии, Палестине, Греции, а зимой 1883–1884 жил в Риме. Во время этих поездок он создал множество портретов, архитектурных и пейзажных этюдов. Драматургию сюжета составляет противостояние толпы и Христа. Самоуглубленный поленовский Христос выражает мироощущение живописца, в основе которого стремление к красоте и гармонии окружающего мира. Картина, не соответствовавшая канонам ни академической, ни религиозной живописи, вызвала горячие споры современников. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 187.
Первоначально в название картины была вынесена евангельская фраза: «Кто из вас без греха», но по настоянию цензуры название было изменено на «Христос и грешница». «Оно и не мое, и не соответствует евангельскому рассказу», — писал в одном из писем Поленов.
Впервые картина была показана на XV выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1887. Перед глазами зрителей предстала сцена, основной смысл которой заключался, по мысли художника, в несении людям идеи добра и прощения. «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень», — ответил Христос разгневанной толпе во главе с книжниками и фарисеями, ведущими охваченную страхом, изобличенную в прелюбодеянии женщину, на вопрос, как поступить с ней, подлежащей по закону Моисея избиению камнями. Согласно Евангелию, люди, «обличаемы совестью», разошлись. Действие разворачивается на площадке перед величественным древним храмом. Слева от ступеней храма — Христос с учениками. Толпа занимает на полотне правую сторону.