Коллекция онлайн

1870, село Истобенское Вятской губернии – 1939, Ленинград

В зеленых берегах

1938


Ученик Архипа Куинджи, Рылов вошел в историю русской живописи прежде всего как художник-пейзажист, хотя его наследие включает большое количество картин и в других жанрах. Однако его пейзажи, благодаря своей декоративности, подбору красок, отсутствию тональных переходов, интересным ракурсам и символике, стали почти хрестоматийными. Каталог выставки в Малаге «Времена года. Произведения из собрания Русского музея». 2015. С. 98.
В книге воспоминаний Рылов выразил свое кредо: «Художник должен изображать то, что он больше всего знает и любит, я люблю свою Родину, люблю разнообразную природу моей страны и поэтому я посвятил себя этой специальности – пейзажиста».
Полотно «В зеленых берегах», плотное по цвету, далеко от зыбкой этюдности и эпично по своему настроению. Зеленые великаны стеною встали над тихой лесной рекой. Медленно и, кажется, совсем неслышно течет она по изумрудному царству. Игривые волны притихли; пушистые еловые лапы, отбрасывая лохматые тени, смотрятся в зеркало вод. Они не пускают сюда шаловливый ветерок. Но вот юркий лучик нырнул в темную глубину, позолотив прибрежные кусты, голубинка неба скользнула по тихой воде и заиграла она, ожила, вырвалась из зеленого плена!
В природе все живет, все движется, все меняется – и в картине Рылова живут и играют краски, то загораясь чистым, интенсивным цветом, то переливаясь в тончайших нюансах. Великое множество оттенков видел он в своих любимых зеленом и синем тонах. «Наш русский Григ», – назвал Рылова его друг, художник М. В. Нестеров. Как в музыке Грига чуткое ухо уловит шум горных потоков, хрустальный звон льдинок, гул ветра в ущельях, так и в картинах Рылова глубокий, звучный насыщенный цвет рождает образы русской природы.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: