Коллекция онлайн

1832, Елабуга – 1898, Санкт-Петербург

Вид в окрестностях Дюссельдорфа

1865


Главным результатом творческих поисков Шишкина в середине 1860-х годов стала картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», написанная по заказу петербургского коллекционера Николая Быкова. Рассматривая эту работу в совокупности с произведениями «Тевтобургский Лес» (Ж-8632) и «Дубы» (Ж-4127), можно представить последовательные этапы творческого процесса мастера. От верного этюда дерева, камня, облака он шел к убедительным обобщениям в широкой панораме. Благодаря выверенным соотношениям «больших форм» и светотеневых моментов рождалась поэтичность ландшафта. Природа в картине «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (а также в произведениях «В роще» (Ж-4126), «Пейзаж с гуляющими» (Ж-2815), «Дорожка в лесу» (1880) (Ж-4129) и др.) непосредственно соединялась с изображениями людей. За «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», экспонировавшийся в 1865 году на выставке в петербургской Академии художеств, Шишкин был удостоен звания академика. Сергей Кривонденченков. Собрание живописи Шишкина в Русском музее // Иван Иванович Шишкин. 1832–1898. Картины, рисунки и акварели, гравюры из фондов Русского музея. СПб, 2020. С. 6-7.

Наиболее значительные картины, написанные в последние месяцы пенсионерства, — „Вид в окрестностях Дюссельдорфа“ и „Тевтобургский лес“ — образцы композиционного мастерства молодого художника, но в то же время в них присутствуют все признаки использования определенной „школьной“ рецептуры. Шишкин уже большой мастер, но мастер, пока еще поющий в известной мере с чужого голоса. Вполне закономерно, что за первую из них он был возведен в звание академика. Картина написана по академическим представлениям, каким должен быть пейзаж: тут и романтический сюжет, и хорошо рассчитанное распределение света и тени, прекрасно переданное развитие пространства, чистые, звучные тона и умело введенный стаффаж. Эта картина достойно завершает ранний этап деятельности художника. Ирина Шувалова. «Что может быть лучше природы!» // Иван Шишкин из собраний Русского музея и Третьяковской галереи. СПб, 2008. С. 9.

В плеяде пейзажистов-новаторов ведущее место наряду с Саврасовым принадлежит И. И. Шишкину – зачинателю исследовательского подхода к природе и ее эпического истолкования. Даже самые ранние этюды и рисунки художника поражали знанием и умением передавать многообразие природных форм. Однако его ученические картины, особенно созданные в период пенсионерской заграничной командировки, носили отпечаток академической условной романтизации образа. Лишь по возвращении на родину в 1865 году, удостоенный звания академика за пейзаж «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» и прославившийся своими виртуозно исполненными рисунками пером, Шишкин твердо стал на путь реалистического отображения родной природы. Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 29.

Первоначальный одноименный уменьшенный вариант (1964–1865) – в ГТГ; вариант «Швейцарский пейзаж» (1866) – в Татарском музее изобразительных искусств, Казань; этюд «Дубы» – в ГРМ.

За эту картину художник получил в 1865 звание академика. «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 337.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: