Коллекция онлайн

Ефанов В. П.
и бригада художников
1900, Самара— 1978, Москва

Знатные люди Страны Советов

Панно. 1939

  • Холст, масло. 900 х 1620
  • Ж-6803

  • Пост. в 1958 из Государственного музея изобразительных искусств Туркменской ССР, Ашхабад


Панно выполнено группой художников: В. П. Ефанов (руководитель), А. П. Бубнов, Т. Г. Гапоненко, В. В. Крайнев, А. Х. Лавров,
Г. Г. Нисский, В. Г. Одинцов, А. А. Пластов, К. П. Ротов, М. И. Сидоров, Д. А. Шмаринов.

Эскиз – в Музее Революции.

Среди изображённых: П. Н. Ангелина, К. С. Бадигин, Г. Ф. Байдуков, В. В. Барсова, А. Н. Бах, А. В. Беляков, А. А. Богомолец, Н. Н. Бурденко, Е. В. Виноградова, М. И. Виноградова, М. В. Водопьянов, В. И. Воронин, Э. Г. Гилельс, В, С. Гризодубова, М. М. Громов, С. А. Данилин, М. С. Демченко, Джамбул Джабаев, Я. И. Зак, Н, Ф. Карацюпа, В. И. Качалов, В. К. Коккинаки, В. Л. Комаров, Э. Т. Кренкель, П. Ф. Кривонос, Т. Д. Лысенко, В. О. Массалитинова, С. М. Михоэлс, И. М. Москвин, Мамлакат Нахангова, В. И. Немирович-Данченко, П. Д. Осипенко, И. Д. Папанин, М. А. Посмитный, М. М. Раскова, А. Г. Стаханов, Сулейман Стальский, А. Н. Толстой, Е. К. Федоров, Т. В. Федорова, В. П. Чкалов, П. П. Ширшов, О. Ю. Шмидт, М. А. Шолохов, А. Б. Юмашев.

Панно было создано для советского павильона Международной выставки 1939 года в Нью-Йорке. Перед художниками стояла грандиозная задача — на полотне более 150 квадратных метров создать групповой портрет прославленных людей эпохи.

Эскиз Ефанова, утвержденный правительством, первоначально изображал торжественное шествие на Красной площади. Однако необходимость вписать столь монументальное полотно в конкретное архитектурное пространство заставила внести определенные коррективы. Действие на картине было перенесено на широкую лестницу, написанные ступени которой переходили в настоящие мраморные в самом павильоне, которые служили постаментом для скульптур Ленина и Сталина.

Без преувеличения можно сказать, что художники столкнулись с совершенно новыми проблемами монументального искусства, но восприняли их скорее как подготовку к еще более значительной задаче — росписи проектируемого Дворца Советов.

Беспрецедентной явилась и сама работа над панно. Писалось оно в помещении ГУМа на Красной площади в Москве. Отход от картины был не более 6 метров, что, учитывая еще наличие строительных лесов, было совсем недостаточно. Еще перед началом росписи Пластов написал большой фрагмент в натуру с тремя центральными фигурами. По этому фрагменту бригада должна была сделать необходимые выводы о степени обобщения формы. Разделив панно на шесть фигуративных кусков и небо, 25 декабря 1938 года художники приступили к самой живописи. Подобное разделение труда позволило буквально за несколько дней прописать фигурную часть панно, небо одновременно писали еще два живописца. За сбалансированность колорита отвечал Пластов. Тем не менее участники не смогли избежать цветового, тонального и фактурного различия между частями, пришлось художников открепить от определенных участков и путем постоянных перемещений сглаживать цветовые и тональные различия. Таким образом, почти все фигуры написаны разными мастерами и в разной последовательности.

Задача соблюдения портретного сходства (а только на переднем плане изображено около 50 известнейших людей) облегчалась позированием многих знаменитостей прямо в им­провизированной мастерской. Среди изображенных — артисты и режиссеры, летчики и передовики производства, ученые и музыканты — люди, отмеченные высокими государ­ственными наградами, но и действительно любимые народом. Несмотря на все трудности, возникавшие в процессе работы, панно было закончено за сорок дней. Подобное творческое содружество бригады известнейших мастеров, по сути, совсем разных, но сумевших в совместной работе найти общий язык и выразить общую идею, наряду с идеологическим содержанием ярко демонстрирует „торжество победившего социализма". // Алиса Любимова. Большая картина. СПб., 2006.  С. 200–201.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: