Метростроевка со сверлом
1937
Наделенный острым чувством современности, Самохвалов стремился быть в эпицентре важнейших событий и процессов своего времени, в которых видел романтический пафос созидания. Строительство метро в середине 1930-х годов было новым явлением в стране, о нем говорили едва ли не всюду, даже сочиняли песни. Самохвалов мечтал запечатлеть строительниц метро в монументальной росписи в технике фрески. Но его мечты не осуществились. В 1937 году Самохвалов на основе одного из листов акварели написал маслом портрет-картину «Метростроевка со сверлом». Большими обобщенными плоскостями при помощи лаконичного тонального колорита художник достиг монументальной скульптурной пластичности образа. Сила, ясность, красота, душевное и физическое здоровье, внутреннее вдохновение, целеустремленность — таковы черты этого поистине фрескового образа.
«Она, как богиня, и все-таки она наша, русская девчонка», — так характеризовал «Метростроевку со сверлом» художник Дейнека. Ориентация на классические образцы при создании этого образа очевидна: атлетическая фигура метростроевки, ее поза, эффектная драпировка, скрещенные ноги под стать какой-нибудь греко-римской богине. Работая над «метростроевками», мечтая о фресках, Самохвалов переживал увлечение творчеством Микеланджело, видел в нем «…действительно величайшего художника-революционера, осуществившего в своих произведениях идеал демократии — гармонию мощи духовной с мощью тела». «Новый человек» в образе могучей женщины, могущей «коня на скаку остановить», — одна из актуальных тем в советском искусстве 1930-х годов. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 348.