Коллекция онлайн

1874, Санкт-Петербург – 1947, Нагар, долина Кулу, Индия

Садко

Из сюиты "Богатырский фриз". 1910


Садко — персонаж русской былины, богатый новгородский купец, путешествен­ник. В одной из зарубежных стран, когда ему предлагали в качестве невесты ко­ролевских дочерей, он никого не выбрал, сохраняя память о простой новгород­ской девушке. На этот сюжет Николаем Римским-Корсаковым была написана опера, впервые поставленная в Москве в 1897 году. Галина Кречина // Николай Рерих. В поисках Шамбалы. СПб, 2020. С. 37.

В 1909-1910 годах Рерих исполнил серию панно "Богатырский фриз" для особняка видного промышленника и почетного гражданина Петербурга Ф. Г. Бажанова. Дом был построен по проекту архитектора П. Р. Алешина в 1907-1908 годах в стиле модерн. Каждый его интерьер отличался неповторимым оформлением, но тема героической Древней Руси была доминирующей. Гостиную украшал майоликовый камин "Вольга и Микула", исполненный по эскизу М. А. Врубеля, а панно Рериха размещались в столовой. Серия состояла из восьми сюжетных ("Садко", "Витязь", "Баян", "Илья Муромец", "Микула Селянинович", "Город", "Вольга Святославович", "Соловей-разбойник") и одиннадцати декоративных композиций. Создание монументального "Богатырского фриза" стало в творчестве художника кульминацией его обращения к теме былин.

В советское время в доме Бажанова (ул. Марата, 72) находилась библиотека им. А.П.Чехова. В годы Великой Отечественной войны в условиях блокады панно были повреждены. Весь фриз покрылся толстым слоем копоти. Особенно пострадало панно «Вольга». Кроме сильного загрязнения, на нем оказался также утраченным правый нижний угол холста размером 52 X 36 см. В 1964 году «Богатырский фриз» был передан в Государственный Русский музей. Большую работу по его восстановлению провел старший художник-реставратор К. В. Бернякович. Он очистил холсты от поверхностного загрязнения, заделал прорывы и многочисленные проколы, укрепил участки осыпей красочного слоя и тонировал их. Полотна после реставрации впервые экспонировались в музее на юбилейной выставке художника осенью 1974 года.  В.П.КНЯЗЕВА. Богатырский фриз // «Н.К.Рерих. Жизнь и творчество». Сборник статей М., «Изобразительное искусство», 1978. 

 

Рекомендуем

  Фрагмент лекции "Богатыри земли русской" С.Н.Коломейцевой

 

    Мультимедийная презентация "Богатырский фриз Николая Рериха"

Призер конкурса мультимедийных ресурсов "Юность России" (2021). Автор - Мясникова Антонина Александровна, ГБОУ гимназия № 209 «Павловская гимназия», г. Санкт-Петербург

 

    Мультимедийный фильм «Н. К. Рерих: Русь былинная, Русь богатырская» 

Призер конкурса мультимедийных ресурсов "Юность России" (2021). Авторы - Рятте Кирилл Иванович, Завьялова Дарья Алексеевна, ГАПОУ РК «Петрозаводский автотранспортный техникум», Музей изобразительных искусств Республики Карелия, г. Петрозаводск. Руководители: Раппана Ирина Владимировна, Ланковская Елена Александровна

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

Панно «Садко», так же как и шесть других («Баян», «Витязь», «Вольга Святославович», «Илья Муромец», «Соловей-разбойник», «Микула Селянинович»), составляли так называемый «Богатырский фриз» – декоративное оформление столовой дома купца Бажанова на улице Марата, 72 (ныне – библиотека им. А. П. Чехова). В 1964 году картины были демонтированы и переданы в Государственный Русский музей. Тогда же была проведена их минимальная консервация.

В 2008 году перед выставкой «Русские былины и сказки» (Гронинген, Нидерланды) была выполнена масштабная реставрация картин. Панно имели неэкспозиционный вид: деформированная основа, прорывы основы, слабые кромки с многочисленными гвоздевыми прорывами. Сильные загрязнения и поздние многократные поновле ния изменили колорит когда-то ярких панно Н. К. Рериха. Утраты красочного слоя по краям и в местах старых заплат требовали живописного восстановления.

Комплекс проведенных мероприятий:

Красочный слой, грунт были укреплены, прорывы, проколы основы заделаны. Некоторые картины ослабли из-за некачественных подрамников, которые не обеспечивали нужного натяжения. К панно были придублированы новые кромки, и осуществлялась перетяжка на новые подрамники. После технической реставрации был выполнен полный комплекс работ по живописной реставрации. Утраты грунта и красочного слоя заполнялись реставрационным грунтом, удалялись загрязнения, и проводилась полная расчистка разновременных покрытий. Работы завершались тонировками.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 162.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: