Коллекция Государственного Русского музея


1902, д. Щелкуново (ныне - Богородицкий район Тульской области) – 1990, Москва
1903, Тетюши – 1991, Москва

Конец

1963


Кукрыниксы ‒ знаменитый и единственный в своем роде творческий коллектив трёх советских художников-графиков и живописцев. Этот псевдоним образован из частей фамилий участников ‒ народных художников СССР Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова. Кукрыниксы более всего известны зрителю, как мастера острых сатирических плакатов, точных карикатур вражеского командования на страницах многочисленных изданий, журналов, листовок, газет времён Великой Отечественной войны. Каждый из участников объединения ‒ мастер рисунка, живописи, иллюстрации, но сами художники говорили о своем объединении так: “То, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности.”

Крупным итогом, плодом накопленных знаний, впечатлений и предыдущей работы стало живописное полотно “Конец”.

Побывав в послевоенном Берлине, Кукрыниксы присутствовали на Нюрнбергском процессе, спускались в подземный бункер имперской рейхсканцелярии. Эти впечатления и стали отправной точкой для создания полотна. Сумрачный колорит, беспорядок в приемной, открытые бутылки дорогих вин и безразличная покорность судьбе на лицах высших командиров третьего рейха ‒ всё это говорит о роковой непреклонности конца и бессмысленности сопротивления. Из-за тяжелой бронированной двери выглядывает жалкая фигурка фюрера, на которого никто из приближенных уже не обращает внимания. Его поза и лицо выражают страх и подступающее безумие. Взгляд Гитлера обращен куда-то вверх ‒ туда, где рвутся снаряды союзников, туда, откуда придет неминуемое возмездие. «Нам хотелось дать почувствовать, что в нашей картине незримо существует положительное начало, хотя оно и не изображено», объясняют авторы этот напуганный взгляд.

Е.Б. Могилевский, В.М. Ахунов. Материалы к аудиогиду по выставке «Память» для платформы Izi.travel. 2020

Гитлер Адольф (1889–1945) - вождь Национал-социалистической немецкой рабочей партии и рейхсканцлер Германии, идеолог фашизма и создатель тоталитарной государственной системы, наряду с такими зарубежными деятелями, как Наполеон или Чингис-хан, вошел в российскую историю как воплощение зла, беспощадный и жестокий завоеватель.

В начале апреля 1945 года из-за резко усилившихся бомбардировок Берлина Гитлер перебрался в бункер под Рейхсканцелярией. Спустя месяц он покончил с собой. С острой выразительностью художниками передано смятение фюрера и его приспешников. Кажется, сквозь толщу бетона доносятся раскаты взрывов. Асимметрия фигур и предметов, судорожные движения персонажей, будоражащие контрасты света и тени — все это образно передает ощущение неминуемого краха Третьего Рейха. (А. Д.) Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 471.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: