Коллекция онлайн

1881, д. Нагаево Тульской губ. – 1962, Париж

Евангелисты. Тетраптих

1911

  • Холст, масло. 204 х 58 (каждая часть)
  • Ж-8183, Ж-8184, Ж-8185, Ж-8186

  • Пост. в 1966 из Министерства культуры СССР (дар А.К.Томилиной-Ларионовой, Париж), Москва


Одна из немногих среди мастеров русского авангарда, Наталия Гончарова в своем зрелом творчестве отдала дань религиозной тематике. „Я утверждаю, – писала она в 1912 году, – что религиозное искусство и искусство, прославляющее государство, было всегда самым величественным, самым совершенным искусством, и это в большой степени потому, что такое искусство прежде всего не теоретично, а традиционно“.

В четырехчастном панно „Евангелисты“, которое уже современниками признавалось одним из наиболее значительных ее произведений, ощутимо тяготение художницы к высоким традициям древнерусской монументальной живописи, а также готической скульптуры с ее выразительным ритмом чередующихся поз и жестов. Напрашивается и аналогия с „Апостолами“ Альбрехта Дюрера. Вместе с тем „Евангелисты“ принадлежат прежде всего кисти живописца нового времени, наделенного особым чувством экспрессии и декоративности. Выставочная история „Евангелистов“ драматична: они дважды конфисковывались цензурой, усмотревшей в них „кощунство и антирелигиозность“. Елена Баснер // Иисус Христос. СПб, 2000.  С. 383.

Чаще других мастеров отечественного авангарда Наталия Гончарова работала над религиозными темами. Глубоко набожная, она черпала вдохновение в Священном Писании, в древних иконах и в церковных лубках. Особенно ее влекли старообрядческие лубки с приверженностью их авторов к мрачным мотивам Апокалипсиса. В суровых формах этих произведений художница ощущала волнующую связь с „первоосновой" — с архаическими раннехристианскими иконами и фресками. Печать этих влияний, творчески воспринятых Гончаровой, несет четырехчастное панно (тетраптих) „Евангелисты", которое уже современниками художницы признавалось одной из самых значительных работ художницы. Тяготение Гончаровой к экспрессии и монументальности, характеризующее все этапы ее творчества, обрело в нем свое наиболее очевидное воплощение. Громадные фигуры, высвечивающиеся на темном фоне и словно скованные рамками холста, насыщены необычайной внутренней силой. Парадоксально, но в 1914 году в Петрограде композиции были сняты с выставки как антирелигиозные. 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: