Занавес для драматического театра В. Ф. Комиссаржевской
1906
- Холст, клеевая краска, темпера. 678 х 1155
- Ж-8385
Пост. в 1967 из Центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина-
СВЕДЕНИЯ О РЕСТАВРАЦИИ
Русакова Н.И., Богомолов А.И. (1999)
- Период Конец XIX – начало XX века
- Театральные эскизы и декорации
- Поделиться
Состояние сохранности до реставрации:
В Русский музей занавес поступил в 1967 году, и после долгого хранения на валу он увидел свет в январе 2001 года. Когда-то срезанный с колосников театра, тонкий холст занавеса был сильно смят и деформирован, с изломами и складками, сильно загрязнен, с большим количеством утрат. Необходимо было устранить много прорывов, утрат основы по краям и в центральной части композиции, укрепить красочный слой, грунт и основу в местах деформации и изломов, удалить затеки и загрязнения, восполнить утраты грунта и красочного слоя. Химико-биологические исследования показали, что состав темперы, использованной художником в центральной части занавеса и по краям, различен, поэтому различны технология письма и характер разрушений. На живописи центральной части занавеса грунт отсутствует, темпера состоит из мела, пигментов, мучного клея и воска. На боковинах красочный слой лежит на толстом неравномерном слое грунта из мела и смеси переваренного мучного и глютинового клеев.
Комплекс проведенных мероприятий:
Сложность реставрации заключалась в больших размерах занавеса и недолговечности театральной техники письма. Методика укрепления разрабатывалась в процессе пробных работ. Подбиралось необходимое количество связующего в красках, учитывалась толщина красочного слоя и неравномерность грунта на разных участках занавеса. Кроме того, места укреплений не должны были быть подклеены крепче, чем окружающие участки. Многочисленные прорывы и утраты холста были заклеены и восполнены тонким холстом подобного строения; загрязнения, затеки и разводы от протечек удалены. После этого красочный слой и грунт были укреплены и восстановлена их связь с основой. Совмещение увлажнения, удаления загрязнений и высолов с укреплением и последующей сушкой под прессом позволило избежать образования ореолов и затеков и сохранить бархатистую фактуру авторской живописи. Тонирование утрат красочного слоя выполнено акварельными красками и пастельными карандашами. Предполагалось экспонирование занавеса, поэтому была разработана особая система повески и выравнивания его на стене. Опыт, приобретенный при реставрации этого уникального произведения театрально-декорационного искусства, помог впоследствии при реставрации других крупноформатных произведений, написанных клеевыми красками на тонких холстах.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 156.