Красные пришли
1961
- Период Вторая половина XX – XXI вв.
- КатегорияИсторический сюжет
- Поделиться
Картина является существенной составной частью целой серии произведений Моисеенко, созданных в 1950—1980-е годы, посвященных революции и гражданской войне. Автор никогда не считал их иллюстрациями к событиям, тем более пособием по изучению истории, полагая, что искусство в своих образах может воплощать саму ее суть. Такой вехой в творчестве Моисеенко стала картина „Красные пришли“ — исторически достоверной и романтически трактованной. Порыв, определяющее начало холста, переданный в стремительном ритме движения всадников, в экспрессивности цветовых контрастов и характере письма. В этом движении художник будто оставляет мгновенные паузы, чтобы удержать взглядом лица проносящихся конармейцев, запомнить их как реальность, быль и легенду. Картина отражает, казалось бы, „частный“ эпизод, но он и многопланов, по-своему символичен. И эти реальность и одновременно символика рождены жизненными импульсами, давними впечатлениями, которые обогатились затем представлением о том времени, образным размышлением о нем. „В детстве поразили красные конники, словно луч из далекого светлого мира ворвался в наши довольно глухие места <...> Стоя за дощатым забором, я с восторгом смотрел на проносившихся мимо меня всадников-красноармейцев на взмыленных конях, они мне казались гигантами“.
Действительно, эта стремительная лавина словно увидена глазами очевидцев. И эта укрупненность, фрагментарность кадра, выделяя происходящее, пластически будто подчеркивает, что это лишь часть огромного непрекращающегося движения. „Мне хотелось, — писал художник, — показать их крупно, близко, так, чтобы зритель запомнил эти дорогие нам лица, опаленные огнем сражений, терзаемые голодом и тифом, полные веры в справедливое дело революции. Мне хотелось, чтобы зритель не просто видел эпизод прихода красных именно в эту деревню, а почувствовал, что именно эти люди понесут и пронесут Красное знамя победы по всей России. Колористическое и пластическое решение вещи мне хотелось подчинить этой идее". // Анатолий Дмитренко. Большая картина. СПб., 2006. С. 278.