Коллекция Государственного Русского музея

1894, Бежецк Тверской губернии – 1971, Ленинград

Головомойка

1922–1923


Из книги воспоминаний художника «Мой творческий путь»: «Я приступил к дипломной работе. Задача была чисто пространственная. Для решения её взята мною простая бытовая сцена. Но я уложил в неё всю пространственную систему двуглазого сферического видения.

Я сижу как бы у окна большой, чисто обшитой свежи досками веранды. Подняв голову вверх, я вижу занавеси, повешенные на окно за моей спиной. Они пускаются вниз сзади меня. Передо мной деревянная винтовая лестница. Я её вижу по всей высоте. Нижние её ступени я вижу сверху вниз, средние – прямо перед собою, а верхние ведут во второй этаж. Я вижу снизу перила и потолок верхнего этажа. Сбоку от этой лестницы стоит мама, которая моет головку девочке. И красную табуретку, и таз с мыльной водой, и девочку я вижу сверху, а мать и проходящую по веранде девушку – прямо перед собой.

Картина была названа «Головомойкой». За эту картину и за некоторые самаркандские этюды я получил звание художника. Не помню, как я решился представить её на предмет присуждения звания, самого-то Кузьмы Сергеевича в это время не было в Петрограде. Он был в Париже. Руководил тогда Академией художеств С.К. Исаков. Он мне сказал, что Совету Академии художеств помогли разобраться мои самаркандские этюды, которые в это время экспонировались на выставке «Художники Петрограда всех направлений», открытой в залах Академии художеств. Кузьма Сергеевич не участвовал на этой выставке. Мою «Головомойку» он увидел по возвращении из Парижа, когда я уже перебрался из Академии на Большой проспект, в дом № 8. Он сам был озадачен сложностью построения композиции и назвал её «Головоломкой».


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: