Коллекция онлайн

1876, г. Славянск Харьковской губ. – 1956, г. Москва

Утро испанских пионеров в летнем лагере

1939


Ещё в конце 1910-х годов Кончаловский обратился к теме изображения человека в пейзаже. Художнику с самого начала было важно гармонически соединить обнажённую фигуру и природное окружение. В 1920-е годы он не раз обращался к любимой теме.

В картине «Утро испанских пионеров в летнем лагере» пейзаж уже не просто фон, а фигуры – не только дополнение к нему. Здесь всё пронизано светом, воздух будто струится и движется, играют блики и рефлексы солнечных лучей.

Картина стала своеобразным откликом на события гражданской войны в Испании. Большую группу детей, родители которых погибли, вывезли в Советский Союз и разместили в санаториях Крыма и Подмосковья. Создавая собирательный образ счастливого детства, Кончаловский на обороте холста скрупулезно перечисляет имена подростков в оригинальном написании, тем самым, безусловно, пытаясь сохранить историческую достоверность эпизода. // Алиса Любимова. Большая картина. СПб., 2006.  С. 197.

На обороте холста авторская надпись чёрной краской: 1939 // П. Кончаловский // [Vall…] Lejarza  // Manuel Rodriguez // Luis Fonturbe // Marcelino Sagarzazu // Jose Gonzales // Fernando Sillero // Juan Elvira // Adrian Aguirre // Eusebio Chirance

Идиллические сцены купания и отдыха детей на открытом воздухе, созданные советскими художниками, еще не растревожены сексуальными подтекстами и словно принадлежат дофрейдовой эпохе. В новом отношении к телу художники видели воплощение неоклассических грез об античном золотом веке. Увлечение пионеров спортом, солнечными ваннами и водными процедурами рождает образы новой Спарты (Петр Кончаловский. «Утро испанских пионеров в летнем лагере»). Любовь Шакирова. Осторожно: детство! // Дети страны Советов. СПб, 2017. С. 6.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: