Коллекция онлайн

1900, Рыбинск – 1951, Ленинград

Жница

1926–1927

  • Холст, масло. 152 x 187
  • Ж-9441

  • Пост. в 1975 г. от Л. В. Пакулиной, Ленинград


Оглядываясь на «крестьянский цикл» Малевича, Пакулин создал свою версию реализма. Он написал огромное полотно <«Жница» (1926–1927)>, добиваясь внешнего сходства с фреской, лишь отдаленно напоминающее о первоначальных натурных зарисовках и этюдах, и некоторые из них, представленные на выставке, об этом ясно свидетельствуют. Тот же путь «очищения» мотива от суетной будничности прослеживается и в другой программной работе художника «Женщина с ведрами». Так, в «Жнице», отбросив одни детали и рельефно изображая другие, умышленно усиливая динамику контрастов, свободно сдвигая пространственные планы и контуры объемов, художник нашел пластический эквивалент физического напряжения, преодоления тяжести. Символический характер образа поясняет авторский текст-манифест на обороте холста. Пакулин, без сомнения, творчески воспринял опыт авангарда. Лишь несколько предложений из вышеупомянутого текста, основной пафос которого — борьба с иллюзорностью: «Разновременность движения как положение // «изображение во времени» для максимума // напряженности в выражении динамики. // Выявление матерьальной сущности цвета, // как красящего вещества — \краски\ // и использование для целей // фактурно-пластических, // а не имитационных...», — не оставляют в этом сомнения. Ольга Мусакова. Вячеслав Пакулин. В поисках стиля эпохи // Вячеслав Пакулин. В поисках стиля эпохи. СПб. 2021. С.10.

Картина "Жница" была написана через год после окончания Вхутеина, где В. В. Пакулин учился у А.Е.Карева и А.И.Савинова. Впервые он ее показал на первой выставке художественного объединения "Круг художников" в 1927 г. Пакулин являлся организатором и председателем "Круга художников", куда первоначально вошли преимущественно выпускники Вхутеина 1925 г.
Сопровождая картину "Жница" пространным объяснением целей, которые ставил он перед собой в процессе работы над произведением, Пакулин отводил "Жнице" роль одной из программных работ на выставке. В этом была своя, современная эпохе, логика: появление нового художественного объединения, как правило, сопровождалось декларациями, творческими лозунгами, программами. "Теоретиком" в "Круге художников" с самого начала был Пакулин. Создавая "Жницу", Пакулин мечтал придать возвышенное звучание теме труда. В ходе живописного воплощения замысла художник отказывается от какой-либо конкретности в решении образа и делает акцент на выразительности самих средств живописи. Избранный художником прием, подчиненный стремлению к монументальности, обнаруживает близость фреске и одновременно плакату. Как можно заметить, манера Пакулина являла тогда сложный сплав традиций и увлечений — от новейшей французской живописи до древнерусского искусства и античной фрески. Многое усвоил Пакулин и от своих непосредственных учителей — Карева и Савинова, а также испытал влияние "Крестьянских циклов" К. С. Малевича.

На обороте авторская надпись: «Жница» лето 1926 весна 1927 // СИМВОЛ ТЯЖЕСТИ – МОЩИ ТРУДА // В ЖИВОПИСНО-ПЛАСТИЧЕСКОМ ВОСПРИЯТИИ ПРИРОДЫ // ПРЕДПОСЫЛКА К формально-тематическому решению картины: // из’ятие моментов временных –бытовых, пассивно-созерцательных // и привнесение моментов активно действующих, вневременных, образных – монумент-форм, // обусловленных плоскостно-объемным выражением, // сводящемуся к «плоскому пространству» // разновременность движения как положение // «изображение во времени» для максимума // напряженности в выражении динамики. // Выявление матерьальной сущности цвета, // как красящего вещества – / краски // и использование для целей // фактурно-пластических, // а не имитационных. // В основе: контроль разума// в равной соподчи-// ненности с Ассоциациями от // природы. В. Пакулин; на подрамнике наклейка: № 8; черным: 678/16. Живопись первой половины XX века (Н–Р). Т. 12. СПб, 2013. С. 58.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: