Автопортрет и портрет П. П. Кончаловского
1910
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Картина принадлежит раннему периоду истории русского авангарда. Она впервые экспонировалась на московской выставке с эпатирующим названием «Бубновый валет», устроенной молодыми новаторами во главе с М. Ф. Ларионовым зимой 1910–1911 годов. Машков был одним из бунтарей, ради «оздоровления» живописи обратившихся к ранее отчужденным из сферы высокого искусства явлениям – вывеске, подносу, лепным и резным игрушкам с их наивной характерностью и цветовой насыщенностью, к эстетике балаганного и площадного действа. Его необычная картина с ее огромными размерами и гипертрофированными формами, обведенными темным контуром, изображающая музицирующих обнаженных «геркулесов» в окружении гирь, гантелей и книг – Библии, монографий о Джотто и Сезанне, кумирах молодых художников, о древностях Египта, Греции и Италии – воспринималась как манифест нового направления, устремленного к его казавшейся в те дни грубой и в то же время крепкой, мастерской живописи, с гипнотизирующими взглядами персонажей, дразнил юной дерзостью и побуждал к рассматриванию, к размышлению, к пониманию. (В. К.). Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 148.
Кончаловский Петр Петрович (1876, Славянск Харьковской губернии – 1956, Москва) – живописец, график; художник театра. Учился в РШ М. Д. Раевской-Ивановой в Харькове; в ЦСУТР; в академии Р. Жюльена у Ж.-П. Лоранса, Ж.-Ж. Бенжамен-Констана в Париже (1896–1898), в ВХУ при ИАХ (1898–1905). Участник выставок с 1907. Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 397.