Коллекция онлайн

1878, Астрахань – 1927, Ленинград

Вербный торг у Спасских ворот на Красной площади в Москве

1917

  • Холст, масло. 80 х 93,5
  • Ж-11844

  • Пост. в 1994 от Г. А. Смирнова, Москва


Вариант „Вербный торг у Спасских ворот“ (1913) – НГХМ.

1910-е годы отмечены появлением череды картин-изображений «красавиц» («Купчихи», 1912; «Купчиха», «Красавица», «Девушка на Волге», все – 1915), «праздников» (варианты «Масленицы», 1916, «Вербный торг» и «Балаганы», оба – 1917). Их персонажи органично живут в освещенном ярким солнцем зимнем или летнем пейзаже, до самого горизонта населенном множеством человеческих фигур. В отмеченных монументальностью форм произведениях прихотливо и остроумно соединены традиции лубка и высокой музейной классики, главным образом наследия любимых художником венецианцев эпохи Возрождения. Это сказалось не только в обогащении колорита картин, в эмалевой переливчатости их поверхностей, но и в самих принципах построения композиций – то панорамных, то фризовых, то растущих вверх. Порой, как у П. Брейгеля, второй и третий планы резко «обрываются» вниз, создавая богатую и динамичную композицию («Купчиха», 1915; «Масленица», 1916; позже – «Портрет Ф. И. Шаляпина», 1921). Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 16.

В послереволюционные годы художник продолжал писать на любимые им темы народных праздников. Картина «Вербный торг у Спасских ворот на Красной площади в Москве», датирующаяся 1917 годом, по существу не отличается от  жанровых сцен, написанных Кустодиевым до революции.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: