Радуга
1900–1905
- Холст, масло. 110 x 171
- Ж-1530
Пост. в 1914 из Общества им. А. И. Куинджи, Петроград-
Сведения о реставрации:
Реставратор:: Серова Т.Б.
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияПейзаж
- Поделиться
Контраст света и тени был одним из главных изобразительных приемов Архипа Куинджи — самого популярного мастера эффектного пейзажа в русской живописи последней четверти XIX — начала XX века. Сравнивая его произведения «После дождя» (Ж-1520) или «Радуга» (Ж-1530) с аналогичными работами современников, нетрудно заметить необычайную выразительность пейзажных образов, построенных на контрастном сочетании больших светоносных и цветовых плоскостей. Четкая выверенная линия придавала монументальные черты большим живописным формам в крупноформатных полотнах «Облака» (ЖБ-774), «Крым» (ЖБ-775), «Ночное» (Ж-4196) и других. Однако, как справедливо отмечал Илья Репин, для Куинджи «свет — очарование, и сила света, его иллюзия были его целью». Это подтвердил феноменальный успех картины «Лунная ночь на Днепре» (Ж-4191), которой был посвящен столичный вернисаж 1880 года. Сергей Кривонденченков. Преображенная природа // Преображенная природа. СПб, 2020. С. 10.
Куинджи всегда стремился к созданию картин с повышенной выразительностью — как по замыслу, так и по его живописной трактовке, к красочности пейзажного мотива. Фиксируя внимание на главном — радуге, художник не особо акцентирует детали и частности, обозначая широкими цветовыми пятнами основные композиционные массы. Каталог выставки в Малаге «Времена года. Произведения из собрания Русского музея». 2015. С. 96.
Нельзя не согласиться с мнением, что звучная красочная „Радуга“, в которой мастер разрабатывает тему картины „После дождя“ (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва), относимая к 1900—1905 годам, могла быть начата гораздо раньше, но, несомненно, дорабатывалась в начале ХХ века. Об этом, например, свидетельствует характерное для поздних работ Куинджи плотное объемное облако, которое своей закругленной формой вторит своеобразному овалу, образуемому грозовыми тучами. „Радуга“ стала одной из первых картин художника, украсивших экспозицию Русского музея в 1914 году.
Выбрав весьма несложный, даже нарочито упрощенный мотив, Куинджи показывает природу, как и в „Березовой роще“ (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск), в своего роде очищенном, идеальном виде. Этому способствуют и подчеркнутая декоративность колорита, построенного на широких цветовых пятнах, и пространственное развитие композиции с высоким небом и извивающейся дорогой, создающее ощущение торжественного простора. Одно из чудесных явлений природы – сияющая многоцветьем радуга, раскинувшаяся над омытой дождем ослепительно зеленой равниной, – словно символ космического всеединства большого, яркого и чистого мира природы, иллюзорно-реального и вместе с тем романтически возвышенного. Ирина Шувалова. Куинджи в Русском музее // Архип Куинджи. СПб, 2010. С.22.