Крым
1900–1905
Контраст света и тени был одним из главных изобразительных приемов Архипа Куинджи — самого популярного мастера эффектного пейзажа в русской живописи последней четверти XIX — начала XX века. Сравнивая его произведения «После дождя» (Ж-1520) или «Радуга» (Ж-1530) с аналогичными работами современников, нетрудно заметить необычайную выразительность пейзажных образов, построенных на контрастном сочетании больших светоносных и цветовых плоскостей. Четкая выверенная линия придавала монументальные черты большим живописным формам в крупноформатных полотнах «Облака» (ЖБ-774), «Крым» (ЖБ-775), «Ночное» (Ж-4196) и других. Однако, как справедливо отмечал Илья Репин, для Куинджи «свет — очарование, и сила света, его иллюзия были его целью». Это подтвердил феноменальный успех картины «Лунная ночь на Днепре» (Ж-4191), которой был посвящен столичный вернисаж 1880 года. Сергей Кривонденченков. Преображенная природа // Преображенная природа. СПб, 2020. С. 10.
Усилившиеся у Куинджи в поздние годы декоративные искания ярко проявились в крупноформатном неоконченном полотне „Крым“ (1900—1905). Стремление к большим цветовым пятнам, к подчеркиванию линии, силуэта, к плоскостному построению пространства, к монументальности роднит это произведение с работами ряда других художников начала ХХ века. Куинджи стоял у истоков одного из направлений нового пейзажа, отмеченного тенденцией к декоративности, которое развили его ученики. Ирина Шувалова. Куинджи в Русском музее // Архип Куинджи. СПб, 2010. С.18.