Коллекция онлайн

1842 (?), Мариуполь Екатеринославской губ. – 1910, Санкт-Петербург

Лунная ночь на Днепре

1880

  • Холст, масло. 105 x 144
  • Ж-4191

  • Пост. в 1928 из ГАИМК (собрание Мраморного дворца)


Начиная с 1880 художник был занят поисками образа Днепра. "Лунная ночь" — одно из самых впечатляющих его произведений. Картина способна восприниматься как прямая аналогия с творчеством Н. В. Гоголя. В ней воплотилась романтическая концепция образа южной природы. В основе уникальных художественных эффектов, особенно в передаче освещения — отраженного фосфорического сияния, озарившего реку, лежат поиски совершенно новых средств выразительности цвета, эксперименты в области составления и смешения красок. Картина не потеряла своего очарования и по сей день, хотя цветовая гамма ее значительно потемнела. Это говорит о том, что главное в ней — не иллюзорность, не обман зрения, а высокий строй поэтического чувства, ощущение величия мироздания, то "внутреннее", в котором видел смысл произведения художник. Картина была представлена на единственной в своем роде выставке одного произведения в Обществе поощрения художеств и произвела "невероятное впечатление". Однако вскоре после неслыханного успеха, сопутствовавшего картине, художник перестал экспонировать свои работы на выставках.

„Лунная ночь на Днепре“ – крупнейшее творческое достижение Куинджи. Куинджи достиг в своей новой картине до иллюзорности верного и фантастического эффекта освещения, заставив зрителя словно воочию убедиться в реальности лунного света, озарившего небосвод с грядами облаков и чуть колеблющуюся поверхность спокойно текущего Днепра. Это был высший взлет творчества художника. Погрузив природу в ночную тьму, сократив до минимума подробности, он дает как бы сжатое выражение поэтической ее сущности. Этому способствует высокая точность найденных образных средств: декоративных цветовых пятен, их контрастов, модуляции света, пространственного разворота композиции. Требовательный к себе и чувствительный к малейшим погрешностям, мастер, вероятно, и сам был удовлетворен произведением. Не случайно единственный раз он поставил на картине не только год, но даже число – 5 сентября, –  зафиксировав день окончания своего шедевра.

Ирина Шувалова. Куинджи в Русском музее // Архип Куинджи. СПб, 2010. С.12-13.

 

«Художник, солнце и лунный свет». Архип Куинджи.. Онлайн-курс «Я и картина» (17:42)

 

 

Творческая мастерская "Цветная фантазия".. Онлайн-курс «Я и картина» (3:53)

 

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Подробная аннотация

Художник рискнул устроить выставку только одной своей картины, усилив впечатление ламповой подсветкой. И небывалый успех превзошел все ожидания. „Я от него больше устал, – говорил художник, – чем от самой тяжелой работы“. Однако произведению сопутствовала не только необыкновенная слава. На его долю выпали и большие испытания. К нему приценивался такой крупный коллекционер, как К. Т. Солдатенков, но его опередил великий князь Константин Константинович, поэтической натуре которого была столь близка эта „поэма в красках“. 14 марта 1880 года великий князь так описывал в своем дневнике первое впечатление от этого, еще не законченного в то время, полотна: „Захватывает дух, не можешь оторваться от ослепляющей волшебной картины, душа тоскует <...> Я сказал Куинджи, что покупаю его дивное произведение, я глубоко полюбил картину и мог бы многим для нее пожертвовать“. Не в силах расстаться с приобретенным пейзажем, князь взял драгоценное полотно на фрегат, отправляясь в кругосветное плавание. Находящийся в Париже И. С. Тургенев, горячий поклонник таланта художника, был в отчаянии: „Нет никакого сомнения, – писал он Д. В. Григоровичу, – что она [картина] вернется оттуда совершенно погубленная благодаря соленым испарениям моря и пр.“. Картина действительно за время путешествия пострадала. Она вернулась, как рассказывал сам Куинджи, во многих местах попорченной, на ней были царапины. Великий князь просил художника ее реставрировать . Однако и после проведенной автором работы полностью восстановить картину не удалось. Создавая ее, Куинджи усиленно применял битум, который темнеет под воздействием света и воздуха. Тем не менее, хотя и сильно потемневшее, полотно сохранило свое необычайное очарование, став одним из украшений экспозиции Русского музея. Ирина Шувалова. Куинджи в Русском музее // Архип Куинджи. СПб, 2010. С.13-14.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: