Коллекция онлайн

1842 (?), Мариуполь Екатеринославской губ. – 1910, Санкт-Петербург

Ночное

1905-1908

  • Холст, масло. 107 х 169
  • Ж-4196

  • Пост. в 1930 из Общества им. А. И. Куинджи, Ленинград


Архип Куинджи был истинным новатором, предвосхитившим формальные поиски художников русского авангарда. И. Крамской писал: «У нас в России до Куинджи никто не был так чувствителен к весьма тонкой разнице близких между собою тонов, и ...никто не различал, как он, какие цвета дополняют и усиливают друг друга». Сам живописец говорил, что настоящий художник — тот, кто умеет уловить и отразить в картине внутреннее ощущение в его целостности.

«Ночное» — последнее произведение, в котором воплотились все творческие искания художника. Это элегическое по настроению полотно возвращает зрителя к традициям искусства второй половины ХIХ века. Оно наполнено певучей мелодичностью, поэзией родных мест, окутано ее величавой и торжественной красотой. В пейзаже художник смог угадать и раскрыть тихое пробуждение природы в предрассветный час. Тишина и покой дают возможность с особой остротой почувствовать бесконечность мира и его земную притягательность.

Подробная аннотация
Скрыть полный текст

Одновременно с работами, в которых превалирует декоративное начало, в начале XX века Куинджи создает картины (среди которых полотно „Ночное“ (1905—1908), решенные в чисто тональных отношениях. Они медитативны и полны лиризма. В них художник словно подводит итог своим пленэрным исканиям и раздумьям о сущности бытия.

И в последние годы Куинджи сохранял любовь к некогда очаровавшей его украинской природе. Она с новой силой выплеснулась в его последней работе „Ночное“. Это элегическое по настроению полотно свидетельствует, сколь крепкие узы связывали мастера с давними восьмидесятыми годами. Недаром он пишет его в традициях искусства второй половины XIX века. Словно та музыка, которая звучала в душе художника в пору создания „Лунной ночи на Днепре“, снова охватила его своей певучей мелодией.

В картине восхищает умение угадать и раскрыть то, что может быть увидено лишь внутренним оком: тихое пробуждение природы в предрассветный час. Разлитые в ней тишина и покой дают возможность с особой остротой почувствовать бесконечность мира и его земную притягательность. Созданный некогда образ величаво-торжественной природы обогатился теперь глубокими задушевными нотами. Ирина Шувалова. Куинджи в Русском музее // Архип Куинджи. СПб, 2010. С.25.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: