Ночное
1905-1908
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияПейзаж
- Поделиться
Архип Куинджи был истинным новатором, предвосхитившим формальные поиски художников русского авангарда. И. Крамской писал: «У нас в России до Куинджи никто не был так чувствителен к весьма тонкой разнице близких между собою тонов, и ...никто не различал, как он, какие цвета дополняют и усиливают друг друга». Сам живописец говорил, что настоящий художник — тот, кто умеет уловить и отразить в картине внутреннее ощущение в его целостности.
«Ночное» — последнее произведение, в котором воплотились все творческие искания художника. Это элегическое по настроению полотно возвращает зрителя к традициям искусства второй половины ХIХ века. Оно наполнено певучей мелодичностью, поэзией родных мест, окутано ее величавой и торжественной красотой. В пейзаже художник смог угадать и раскрыть тихое пробуждение природы в предрассветный час. Тишина и покой дают возможность с особой остротой почувствовать бесконечность мира и его земную притягательность.
Контраст света и тени был одним из главных изобразительных приемов Архипа Куинджи — самого популярного мастера эффектного пейзажа в русской живописи последней четверти XIX — начала XX века. Сравнивая его произведения «После дождя» (Ж-1520) или «Радуга» (Ж-1530) с аналогичными работами современников, нетрудно заметить необычайную выразительность пейзажных образов, построенных на контрастном сочетании больших светоносных и цветовых плоскостей. Четкая выверенная линия придавала монументальные черты большим живописным формам в крупноформатных полотнах «Облака» (ЖБ-774), «Крым» (ЖБ-775), «Ночное» (Ж-4196) и других. Однако, как справедливо отмечал Илья Репин, для Куинджи «свет — очарование, и сила света, его иллюзия были его целью». Это подтвердил феноменальный успех картины «Лунная ночь на Днепре» (Ж-4191), которой был посвящен столичный вернисаж 1880 года. Сергей Кривонденченков. Преображенная природа // Преображенная природа. СПб, 2020. С. 10.
Подробная аннотацияОдновременно с работами, в которых превалирует декоративное начало, в начале XX века Куинджи создает картины (среди которых полотно „Ночное“ (1905—1908), решенные в чисто тональных отношениях. Они медитативны и полны лиризма. В них художник словно подводит итог своим пленэрным исканиям и раздумьям о сущности бытия.
И в последние годы Куинджи сохранял любовь к некогда очаровавшей его украинской природе. Она с новой силой выплеснулась в его последней работе „Ночное“. Это элегическое по настроению полотно свидетельствует, сколь крепкие узы связывали мастера с давними восьмидесятыми годами. Недаром он пишет его в традициях искусства второй половины XIX века. Словно та музыка, которая звучала в душе художника в пору создания „Лунной ночи на Днепре“, снова охватила его своей певучей мелодией.
В картине восхищает умение угадать и раскрыть то, что может быть увидено лишь внутренним оком: тихое пробуждение природы в предрассветный час. Разлитые в ней тишина и покой дают возможность с особой остротой почувствовать бесконечность мира и его земную притягательность. Созданный некогда образ величаво-торжественной природы обогатился теперь глубокими задушевными нотами. Ирина Шувалова. Куинджи в Русском музее // Архип Куинджи. СПб, 2010. С.25.