Портрет Ю. Е. Кустодиевой
1903
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Кустодиев быстро формировался как художник, много работал в портрете, писал и рисовал близких, писателей, художников... Портреты Билибина, историка Д. Л. Мордовцева, гравера В. В. Матэ, помещика А. П. Варфоломеева, жены художника – Ю. Е. Кустодиевой сразу вошли в историю отечественной портретной живописи. Написанные широко и элегантно, выдержанные в светоносной гамме серебристо-охристых тонов, порой фрагментарные по композиции, правдивые и острые в передаче характеров моделей, они представляют собой замечательные образцы русского импрессионизма. Молодой художник индивидуально претворил в них уроки А. Цорна и находившегося в зените славы В. А. Серова. Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 10.
Рано лишившийся отца, Кустодиев обладал повышенным «чувством семьи». От природы открытый и теплый человек, он старался путешествовать с близкими, а находясь в разлуке, постоянно интересовался самочувствием жены и детей, подробно делился художественными, театральными, музыкальными впечатлениями. Кистью и карандашом, в скульптуре и гравюре художник выразил любовь к семье, изображая ее членов в разных жизненных ситуациях. В течение всей жизни – в этюдных набросках, в портретах и жанровых композициях – с теплом и нежностью он фиксировал возрастные изменения облика жены Юлии Евстафьевны, взросление детей – Кирилла и Ирины. Многочисленны – от первой встречи в 1900 году в костромском имении старушек Грек до 1926 года – изображения нежно любимой жены, которая всегда была опорой художника, а в последнее десятилетие, когда он обездвижел – его деловым агентом, ходатаем, хранительницей и защитницей очага. <…> По тонкости психологических характеристик в этом ряду особенно выделяются портреты 1903 и 1920 годов. Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 23.
Кустодиева Юлия Евстафьевна (1880–1942), урожденная Прошинская, – жена художника (с 1903). Окончила (в 1898) Александровское училище при Смольном институте. Работала машинисткой в канцелярии Кабинета министров в Мариинском дворце, одновременно училась в РШ ОПХ. Портрет написан в усадьбе Высоково Костромской губернии, на балконе дома Е. П., М. П. и Ю. П. Грек, воспитательниц Прошинской.