Портрет Иды Рубинштейн
1910
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Портрет принадлежит к числу выдающихся образцов русского модерна. Его стилистика продиктована особенностями облика и характером искусства модели — известной танцовщицы, прославившейся исполнением партии Шехеразады в одноименном балете на музыку Н. А. Римского-Корсакова, осуществленном антрепризой С. П. Дягилева в Париже.
Рубинштейн Ида Львовна (1880–1960), артистка балета, ученица А. П. Ленского и М. М. Фокина. Участвовала в двух первых Русских сезонах С. П. Дягилева. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 263.
Созданный за год до ранней смерти художника, этот портрет принадлежит к числу выдающихся образцов русского модерна. Его стилистика продиктована особенностями человеческого облика и характером искусства модели –— известной танцовщицы Иды Львовны Рубинштейн, прославившейся в Париже исполнением партий Клеопатры и Шехеразады в одноименных балетах, осуществленных антрепризой С. П. Дягилева. В облике актрисы, в характере ее танца, казалось, оживал подлинный Древний Восток. Восхищенный Серов говорил: «Монументальность есть в каждом ее движении — просто оживший архаический барельеф». Картина исполнена летом 1910 года в Париже. Рубинштейн позировала ему обнаженной, как некогда патрицианки позировали Тициану. Мастер уподобил свою героиню ассирийскому рельефу, уплощив формы ее тела, очертив их чеканной — то гибкой, то ломкой — линией. Острый силуэт, изысканный и пряный колорит усиливают психологическую характеристику Рубинштейн, изображенной со свойственным ей трагическим выражением глаз и ртом «раненой львицы» (по словам самого Серова). Мастерски, намеком даны объемы лица, плеч, ног. Свойственная модерну игра на контрастах: психологизм — декоративность, объемность — плоскостность, аскетизм и в то же время терпкость колорита — являются здесь основой образа эффектного и острого. (В. К.). Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 120.
Играем Иду Рубинштейн — документальный фильм 2006 года (канал «Культура»)