Коллекция онлайн

1874, Санкт-Петербург — 1947, Нагар, долина Кулу, Индия

Небесный бой

1912


Склонный к мистицизму Рерих был страстным поклонником идей «всеединства» и «руссокосмизма». Любимым его мотивом был древний Север — суровый, с могучими холмами и холодными, прозрачными озерами, еще слабо заселенный людьми. Картины мастера воспринимаются как прозрения в архаическую эпоху индоевропейской цивилизацальтии. Одна из лучших среди них, плод поразительной интуиции Рериха-художника и ученого — «Небесный бой», где в фосфоресцирующих, клубящихся, пронизанных дивным светом кучевых облаках как бы запечатлена «программа» будущей истории земли с фигурами демонов и добрых вестников, рыцарей-всадников и варягов-мореплавателей, мудрецов и силуэты «вещих камней». Изображена еще одна ипостась «золотого века» человечества, когда оно еще жило в гармонии, единстве с собой и Космосом. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 265.

Подчеркнутая графичность контуров форм, желание сохранить силу чистого цвета, прозрачность воздушного пространства в пейзаже «После дождя. Берег моря» (Ж-10887) Константина Богаевского напоминают об уроках Куинджи. Еще больше усиливается символическое звучание и декоративная выразительность изображения в картине «Небесный бой» (Ж-1978) Николая Рериха. Незыблемость покоя на земле и противоборство стихии в небе превращают естественное природное явление в философское размышление о вечной борьбе между силами «постоянного» и «изменчивого» мира. Отечественные представители символизма, связанного с философией русского космизма, не могли не затронуть в своих произведениях таинственные и загадочные проявления природы. Сергей Кривонденченков. Преображенная природа // Преображенная природа. СПб, 2020. С. 10.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: