Коллекция онлайн

1870, Санкт-Петербург – 1960, Париж

Итальянская комедия

1906


+ ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО» >>>
- СКРЫТЬ текст виртуальной экскурсии «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО»

Тяготение Бенуа к театральности находит себе в эту пору выход в серии картин на тему «Итальянская камедия».

В картине Александра Бенуа «Итальянская комедия» представлена сцена из спектакля «Нескромный Полишинель». В подобных комедиях действовали персонажи, каждый из которых был носителем определенной черты человеческого характера. Содержание пьесы раскрывалось через пантомиму, танец, клоунаду. Здесь наивность сочеталась с утрированно-экспрессивной пластикой.

Перед нами разыгрывается забавная кульминация комедии. В глубине сцены тощий неуклюжий старик Полишинель в порыве любовной страсти падает на колени перед дамой в корсете и кринолине. Красотка жестом рук отвергает незадачливого поклонника. Капитан в широкополой шляпе и черном плаще подчеркнуто эффектно выхватывает из ножен шпагу. На первом плане представлены Пьеро в неизменно белом балахоне, показывающий кукиш, и бойкий, яркий в красно-черном костюме Арлекин в странно-изогнутой позе. Бенуа прекрасно сумел передать балаганный характер спектакля, нарочито условную игру актеров. Он строит композицию на сложном ритме, меняя ракурсы, сочетая плавные линии со сложными и напряженными. Необычное освещение дает почувствовать фантасмагорию театрального действа. Театр привлекал Бенуа как и других мирискуссников своей многоликостью, где жизнь словно отражаясь в серии зеркал открывалась в новых неожиданных аспектах, подчас острых и загадочных. Театр давал возможность вернуть прошлое, казавшееся художнику столь привлекательным. 

Е.В.Амфилохиева, Е.В.Станкевич и Н.А.Федорова. Материалы к виртуальной экскурсии по выставке "Дягилев. Начало". 2009

Перейти к началу виртуальной экскурсии «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО»





В «Итальянской комедии» события происходят во времена Людовика XIV. На открытой сцене в Версальском парке актеры разыгрывают сцены из пьесы «Нескромный Полишинель». Своеобразная композиция картины полна динамики и экспрессии, силуэты фигур — причудливы и выразительны, их ритм сложен и прихотлив. Сгущенный, насыщенный колорит, эффекты освещения усиливают театральный характер действа. Мастеру блестяще удалось передать сам дух итальянской comedia dell’arte, ее яркую зрелищность и буффонаду. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 258.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: