Впервые зрители увидели «Ужин» или «Даму в ресторане», как называл картину сам Бакст, на Пятой выставке «Мира искусства» в 1903 году. Вероятно, на создание этого произведения художника вдохновила Анна Карловна Бенуа, очаровательная и кокетливая супруга А. Н. Бенуа. На одном из вечеров в дружеском кругу Бакст сделал набросок ее экстравагантного туалета, позднее использованный им при создании пленительного и загадочного образа ресторанной незнакомки. Русский музей. От иконы до современности. СПб, 2015. С. 254.
Анна Карловна Бенуа (1869‒1952) — дочь музыканта и капельмейстера Карла Ивановича Кинда, супруга А. Н. Бенуа. «Бенуа был нашим общим центром, и уюту его дома очень помогала его жена, Анна Карловна, женщина на редкость милого и веселого характера, которую все без исключения очень любили. Всюду, куда переезжали Бенуа (за петербургское время они переменили три квартиры), создавалась та же теплая патриархальность» (М. В. Добужинский).
Показать полный текстЕсли портреты литераторов с интересом были восприняты публикой и критиками, то полотно «Ужин» вызвало скандал, оживленные споры и колкие замечания. Эта работа с ее лаконичными, уплощенными формами, плавными контурами, выразительной игрой зон черного и белого является характерным образцом живописи модерна. Она в равной мере — и портрет, изображающий А. К. Бенуа, и бессюжетная жанровая картина из жизни современного большого города. Зрителей выставки журнала «Мир искусства» (1903) волновал откровенно доброжелательный и полный таинственности взгляд утонченной незнакомки. У Розанова полотно вызвало в памяти образ, запечатленный Леонардо: «Стильная декадентка fin de siècle, черно-белая, тонкая, как горностай, с таинственной улыбкой a la Джиоконда, кушает апельсины»*. Маститому Стасову дама на картине внушила анималистические ассоциации: «Талия ее, весь склад и фигура — кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки и урода Бердслея. Невыносимая вещь!»** Сам Бакст писал после вернисажа: «А с моей „дамой“ вышел просто скандал <...>. Влад[имир] и Мар[ия] Павловна принялись ее рассматривать <...>, меня вызвали и мне прочли порядочную нотацию за скабрезность и игривость картины! <...> Всех, публику прямо скандализирует эта дама. Что в ней?»*** Владимир Круглов. Льву Баксту 150 лет // Лев Бакст. СПб, 2016. С. 12.
* Розанов В. «Бабы» Малявина // Мир искусства. 1903. Хроника. С. 35.
** Стасов В. В. Две декадентские выставки // Новости и биржевая газета. 1903. 25 апреля.
*** Лев Бакст. Моя душа открыта. Кн. 2-я. С. 46.