Портрет И. Н. Крамского
1876
- Период Вторая половина XIX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Ярошенко вошел в историю русского искусства не только как выдающийся мастер остро-социальной бытовой картины, но и как видный портретист-психолог, ученик и последователь И. Н. Крамского. Продолжая линию своего учителя. Ярошенко разрабатывает тип строгого, сдержанного по колориту портрета, в котором главное внимание уделяет лицу изображенного и. прежде всего, его глазам. В этом плане он трактует портрет самого Крамского. Волевой, энергичный характер изображенного ярко раскрывается в выражении его лица, в проницательном, словно оценивающем собеседника взгляде. Ярошенко находит характерную для Крамского позу, типичный для него жест. Крамской предстает на портрете как осознающий свою силу идейный вождь передвижников, как человек подлинно общественного темперамента. Среди портретов, созданных Ярошенко в 1870-е годы — это наиболее значительная работа, в которой отчетливо сказывается влияние учителя, заметное даже в манере письма, в своеобразном "штриховом" мазке. Ирина Шувалова // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 391.
Будучи военным, служившим на Петербургском патронном заводе, Ярошенко параллельно в 1864‒1874 годах учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Крамского, а также был вольнослушателем в Императорской Академии художеств (1867‒1874). С 1876 — один из руководителей Товарищества передвижных художественных выставок. После смерти Крамского стал его идейным преемником. Современники называли его "совестью художников".
Крамской Иван Николаевич (1837–1887) — живописец, портретист, Академик Императорской Академии художеств (с 1869). Родился близ Острогожска Воронежской губернии. В молодости работал ретушером у столичных фотографов. Учился в Академии художеств у А. Т. Маркова (1857–1863). Инициатор и участник "бунта четырнадцати". Организатор и идейный руководитель Петербургской Артели художников, ставшей прообразом будущего Товарищества передвижных художественных выставок. Преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников (1863–1868). Совершил поездки по странам Европы (1869, 1876, 1884). Один из создателей жанра социально-психологического портрета, автор галереи портретов современников — писателей, художников, деятелей науки и культуры и крестьян. Создал ряд произведений на исторические и литературные сюжеты. Автор критических статей по вопросам современного искусства. Оставил большое и ценное эпистолярное наследие.