Портрет писателя и публициста А. С. Суворина
1881
- Период Вторая половина XIX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Суворин являлся крупной фигурой в истории русской журналистики и издательского дела. Основанные им в Петербурге газета «Новое время» (1876) и журнал «Исторический вестник» (1880) по справедливости можно было бы отнести к самым популярным и влиятельным печатным органам дореволюционной России. Крамской, писавший Суворина в 1881 году, уже после перехода последнего с либерально-демократических на консервативные позиции, состоял с журналистом в дружеских отношениях, охотно печатал свои статьи и открытые письма в «Новом времени». Эта симпатия и личная близость, несомненно, чувствуется в портрете, где Суворин представлен как сугубо частный человек, один из тех представителей образованного класса, в тиши кабинетов которых кипела огромная интеллектуальная работа по осмыслению процессов, протекавших в пореформенной России. Павел Климов // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 334.
Крамской вошел в историю отечественного искусства как портретист, автор тематических картин и вместе с тем теоретик, критик, идейный вождь целого поколения русских живописцев. Он видел миссию художника в служении народным интересам и считал гражданственность обязательным качеством подлинно талантливого произведения. В 1870—1880-х годах Крамской возглавлял Товарищество передвижных художественных выставок. В этот же период он исполнил много портретов деятелей русской культуры, в том числе портрет А. С. Суворина.
Алексей Сергеевич Суворин (1834—1912) — русский журналист, издатель, писатель, театральный критик и драматург. Вот как подвел итог своей издательской деятельности А. С. Суворин: «Как издатель я оставлю прекрасное имя... Ни одного пятна. Я издал много, я никого не эксплуатировал, никого не жал, напротив, делал все, что может делать хороший хозяин относительно своих сотрудников и рабочих. <…> Газета дает до 600 тысяч в год, а у меня кроме долгов ничего нет, то есть нет денег. Есть огромное дело, которое выросло до миллионного оборота, но я до сих пор не знал никакого развлечения, никаких наслаждений, кроме труда самого каторжного. Расчетлив я никогда не был, на деньги никогда не смотрел как на вещь, стоящую внимания».