Коллекция онлайн

1836, Саратов – 1901, Санкт-Петербург

Перед венцом

1874

  • Холст, масло. 105 х 143
  • Ж-4161

  • Пост. в 1897 из Академии художеств


Картине «Перед венцом» присуща литературность сюжета. Художник изображает драму, разворачивающуюся во время благословения отцом дочери перед свадьбой. Женская судьба в XIX веке была незавидна - зачастую родители выдавали дочерей замуж по расчету, дабы поправить материальное благополучие семьи. Женихами молодых невест становились богатые старики или состоятельные, но непривлекательные мужчины.
Многофигурную композицию живописец поместил в интерьере дома, полного икон, что выдает в хозяевах набожных людей. Растерянный при виде рыдающей дочери отец с иконой в руках и мать, застывшая с караваем на подносе, не знают, как вести себя в этой неожиданной ситуации. 
За это полотно Журавлев получил звание академика и признание публики. Оно стало настолько популярным, что ему пришлось исполнить несколько вариантов-повторений. Позже картины мастера будут отмечены как лучшие иллюстрации быта и нравов 1860-1870-х, а меткие характеристики человеческих типов и особенностей их поведения станут классическими для понимания русской культуры.

В 1874 году Фирс Журавлев изображает ситуацию брака по расчету как личную трагедию девушки, крушение всех ее иллюзий и ожиданий. Это кисейное создание, похожее на нежный свадебный торт, вынуждено быть валютой в семейной сделке, и художник полон сострадания к ней. Любовь Шакирова. Семейный альбом Русского музея // Портрет семьи. СПб, 2014. С. 10.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: