Коллекция онлайн

1860, село Кибарты, Литва – 1900, Москва

Заросший пруд

1887

  • бумага на холсте, масло. 31,8 x 40,6
  • Ж-4282

  • Пост. в 1939 из ЛЗК (собр. Г. В. Гринштейна)


Этюды Левитана очень высоко ценил В. Д. Поленов, возглавивший пейзажный класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества после ухода Саврасова в 1882 году. Общение, а затем дружба с новым педагогом, признанным мастером пленэрной живописи, стали очередной ступенью эволюции творчества Левитана. Он открывает для себя новые возможности в передаче воздушной перспективы, о чем свидетельствует, например, написанный через несколько лет не без влияния известной картины Поленова одноименный пейзаж «Заросший пруд» (1887, Ж-4282). К сожалению, затянувшееся на десятилетие обучение Левитана не принесло ему желаемого профессионального признания. В 1883 году он фактически заканчивает образовательный курс и на следующий год получает всего лишь звание неклассного художника с правом работать учителем рисования. Сергей Кривонденченков. «Пейзаж, завещанный И. И. Левитаном » // Исаак Левитан. К 150-летию со дня рождения. СПб, 2009. С. 8.

Произведение «Заросший пруд» является подтверждением тесных связей творчества Исаака Левитана с традициями отечественного реалистического пейзажа. Картина была начата под влиянием одноименной работы Василия Поленова, учителя и старшего друга Левитана, вероятно, в один из приездов молодого живописца на дачу Поленовых «Жуковка» летом 1887 года. Художник соединил в запечатленном уголке деревенского пейзажа его естественную неповторимость и «узнаваемость» типичных черт русской природы.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: