Коллекция онлайн

1865, Петербург – 1911, Москва

Портрет князя Ф. Ф. Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона

1903

  • Холст, масло. 89 х 71,5
  • Ж-4303

  • Пост. в 1921 из Петроградского филиала ГМФ; ранее – собрание князя Ф. Ф.Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона, Петербург – Царское Село


Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон (1856-1928), по решению Государственного совета в 1885 получил титул и фамилию отца жены — Зинаиды Николаевны Юсуповой. В 1914-1915 занимал пост генерал-губернатора Москвы.  Для изображения главы семьи, богатейшего человека России и кадрового военного, по его просьбе Серов, талантливейший анималист своего времени, использовал композицию конного портрета, популярную во второй половине XVIII — начале XIX века. Это потребовало мудро продуманной меры стилизации форм и степени законченности полотна. Фрагментарная композиция полна движения. Легко и почти эскизно написаны породистый арабский скакун и его лихо подбоченившийся, спокойно и властно держащий натянутый повод всадник. Поза, горделивое и замкнутое выражение лица, привычка смотреть сверху вниз, почти полное отсутствие наград на кителе красноречиво свидетельствуют о характере этого человека. Автор остроумно сочетает в картине элементы модерна и импрессионизма. Все это делает изображение Ф. Ф. Юсупова одним из самых значительных достижений Серова-портретиста. Владимир Круглов // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 270.

Сумароков-Эльстон Феликс Феликсович (1856–1928) – муж княгини З. Н. Юсуповой, последней представительницы этого княжеского рода. Воспитывался в Пажеском корпусе. В 1904–1908 – командир Кавалергардского полка. В 1905 произведен в генерал-майоры и назначен в свиту царя. В 1914–1915 занимал пост генерал-губернатора Москвы. В связи с отсутствием наследников по мужской линии по решению Государственного совета в 1885 титул и фамилия отца Зинаиды Николаевны, князя Н. Б. Юсупова, перешла к ее мужу.

В портрете Серова образ князя будничен и прозаичен. Его скучновато-правильное лицо, тяжеловатая фигура непримечательны, зато благородный арабский скакун, подарок турецкого султана, явно восхищает художника. Стройный горячий, нервно косящий глазом, он поистине великолепен. Пейзажным фоном портрета послужил парк в подмосковном имении Юсуповых – Архангельском. Темная зелень летнего парка красиво контрастирует с белоснежным конем и кителем Юсупова, а деликатно вкрапленный красный цвет околыша фуражки князя и цветов в вазах на балюстраде становится своеобразным камертоном, сдержанной и одновременно декоративной цветовой гаммы портрета. Мастерская, благородная живопись – главное достоинство этого полотна Серова. 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: