Коллекция онлайн

1865, Петербург – 1911, Москва

Портрет князя Ф. Ф. Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона

1903

  • Холст, масло. 89 х 71,5
  • Ж-4303

  • Пост. в 1921 из Петроградского филиала ГМФ; ранее – собрание князя Ф. Ф.Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона, Петербург – Царское Село


Сумароков-Эльстон Феликс Феликсович (1856–1928), муж княгини З. Н. Юсуповой, последней представительницы этого княжеского рода. Воспитывался в Пажеском корпусе. По решению Государственного совета в 1885 титул и фамилия отца Зинаиды Николаевны, князя Н. Б. Юсупова, перешли к ее мужу.  В 1904–1908 — командир Кавалергардского полка. В 1905 произведен в генерал-майоры и назначен в свиту царя. В 1914–1915 занимал пост генерал-губернатора Москвы. Валентин Александрович Серов. СПб, 2005. С. 215.

В годы, когда не писались ни групповые семейные портреты, ни ансамбли фамильных портретов, серия изображений Юсуповых являет собой исключение, хотя задачи ансамбля не интересовали ни заказчиков, ни автора. Все работы, ранее сосуществовавшие в доме Юсуповых в Царском Селе — конный портрет Юсупова-отца, погрудный портрет Зинаиды Николаевны (ныне в Нижегородском музее), поясные изображения сыновей,— мало согласуются в масштабе и не «завязываются» в общий пластический рисунок*. Парадный портрет Юсуповой, ранее находившийся во дворце на Мойке, соединился с остальными работами только в ГРМ. Портреты мужчин этой семьи, князя Ф. Ф. Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона, графа Н. Ф. Сумарокова-Эльстона, графа Ф. Ф. Сумарокова-Эльстона, впоследствии князя Юсупова (все — 1903) — написаны в Архангельском под Москвой. <...> 

В изображении главы семьи, богатейшего человека России, офицера Кавалергардского полка, Серов, видный анималист тех лет, использовал форму конного портрета, любимую в XVIII — начале XIX века. Полна движения композиция. Легко, почти эскизно написаны породистый арабский конь и лихо подбоченившийся, властно держащий натянутый повод всадник. Поза, горделивое и замкнутое выражение лица, привычный взгляд сверху вниз, почти полное отсутствие наград на кителе красноречиво свидетельствуют о характере этого человека. Юсупов запечатлен в среде партерного парка XVIII века с мраморными скульптурами и ярко-белой балюстрадой на фоне темной зелени старинных деревьев, сквозь которую нервно «сквозит» свет. В полотне остроумно и мастерски использованы элементы модерна и импрессионизма, усиливающие выразительность характеристики. Круглов В.Ф. Творчество Серова в зеркале коллекции Русского музея // Валентин Александрович Серов. СПб, 2005. С. 40.

* Автор считал удачей, что портреты получились «разные»: «Самому мои труды мне трудно оценивать <...>, но как будто ничего себе — все три вещи совершенно разные» (Серов в переписке. Т. 1. С. 435).

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Для изображения главы семьи, богатейшего человека России и кадрового военного, по его просьбе Серов, талантливейший анималист своего времени, использовал композицию конного портрета, популярную во второй половине XVIII — начале XIX века. Это потребовало мудро продуманной меры стилизации форм и степени законченности полотна. Фрагментарная композиция полна движения. Легко и почти эскизно написаны породистый арабский скакун и его лихо подбоченившийся, спокойно и властно держащий натянутый повод всадник. Поза, горделивое и замкнутое выражение лица, привычка смотреть сверху вниз, почти полное отсутствие наград на кителе красноречиво свидетельствуют о характере этого человека. Автор остроумно сочетает в картине элементы модерна и импрессионизма. Все это делает изображение Ф. Ф. Юсупова одним из самых значительных достижений Серова-портретиста. Владимир Круглов // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 270.

В портрете Серова образ князя будничен и прозаичен. Его скучновато-правильное лицо, тяжеловатая фигура непримечательны, зато благородный арабский скакун, подарок турецкого султана, явно восхищает художника. Стройный горячий, нервно косящий глазом, он поистине великолепен. Пейзажным фоном портрета послужил парк в подмосковном имении Юсуповых – Архангельском. Темная зелень летнего парка красиво контрастирует с белоснежным конем и кителем Юсупова, а деликатно вкрапленный красный цвет околыша фуражки князя и цветов в вазах на балюстраде становится своеобразным камертоном, сдержанной и одновременно декоративной цветовой гаммы портрета. Мастерская, благородная живопись – главное достоинство этого полотна Серова. 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: