Коллекция онлайн

1865, Петербург – 1911, Москва

Портрет графа Ф. Ф. Сумарокова-Эльстона

1903

  • Холст, масло. 89 x 71,5
  • Ж-4304

  • Пост. в 1921 из Детскосельских дворцов-музеев (собр. бывшего особняка Юсуповых)


Сумароков-Эльстон Феликс Феликсович (1887–1967), граф, с 1917 князь Юсупов, сын графа Ф. Ф. Сумарокова-Эльстона, князя Юсупова, и княгини З. Н. Юсуповой, муж великой княгини Ирины Александровны. Валентин Александрович Серов. СПб, 2005. С. 215.

В годы, когда не писались ни групповые семейные портреты, ни ансамбли фамильных портретов, серия изображений Юсуповых являет собой исключение, хотя задачи ансамбля не интересовали ни заказчиков, ни автора. Все работы, ранее сосуществовавшие в доме Юсуповых в Царском Селе — конный портрет Юсупова-отца, погрудный портрет Зинаиды Николаевны (ныне в Нижегородском музее), поясные изображения сыновей,— мало согласуются в масштабе и не «завязываются» в общий пластический рисунок*. Парадный портрет Юсуповой, ранее находившийся во дворце на Мойке, соединился с остальными работами только в ГРМ. Портреты мужчин этой семьи, князя Ф. Ф. Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона, графа Н. Ф. Сумарокова-Эльстона, графа Ф. Ф. Сумарокова-Эльстона, впоследствии князя Юсупова (все — 1903) — написаны в Архангельском под Москвой. <...>

Чрезвычайно интересен по исполнению и характеристике портрет младшего, Феликса. В облике шестнадцатилетнего гимназиста Серов отметил черты, которые будут свойственны этому утонченному отпрыску старого рода и в зрелые годы. В 1916 году он будет инициатором убийства Г. Е. Распутина. Портрет писался около двух лет, но, кажется, выполнен на одном дыхании — настолько выразительна его характеристика и свежа живопись. Мастерски, с пониманием психики животного написана собака в руках юноши. Художник считал ее своей лучшей моделью**. Картина принадлежит к важнейшим достижениям Серова. Она — одно из самых элегантных произведений мастера. Круглов В.Ф. Творчество Серова в зеркале коллекции Русского музея // Валентин Александрович Серов. СПб, 2005. С. 40.

* Автор считал удачей, что портреты получились «разные»: «Самому мои труды мне трудно оценивать <...>, но как будто ничего себе — все три вещи совершенно разные» (Серов в переписке. Т. 1. С. 435).
** Серов в воспоминаниях. Т. 2. С. 299.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

По живописному исполнению и по «подаче» человеческого характера – это одно из самых элегантных произведений Серова в созданной им с середины 1880-х годов впечатляющей галерее образов русских женщин и мужчин разных слоев общества. В облике шестнадцатилетнего гимназиста художник отметил черты, которые будут свойственны этому рафинированному аристократу, отпрыску старого рода и в зрелые годы. Именно он явится инициатором убийства Григория Распутина (1916). Портрет, писавшийся около двух лет, кажется, выполнен на едином дыхании – настолько остра его характеристика и свежа живопись. Мастерски, с тонким пониманием психики животного написана собака в руках юноши. По воспоминаниям Юсупова, сам художник считал ее своей лучшей моделью. Произведение появилось в Архангельском под Москвой. Вместе с портретами отца, матери и брата изображенного (1902–1903, все – в ГРМ) оно составило своеобразную серию фамильных портретов (что было редкостью для ХХ века), принадлежащую к высшим достижениям Серова-портретиста. Владимир Круглов // Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 85.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: