Коллекция онлайн

1874, Санкт-Петербург – 1947, Нагар, долина Кулу, Индия

Илья Муромец

Из сюиты "Богатырский фриз". 1910


Илья Муромец— персонаж былин, богатырь, воплощающий идеал героя-воина.

Николай Рерих. В поисках Шамбалы. Каталог выставки в Малаге. 2019. С. 47.

Сюита "Богатырский фриз"

В 1909-1910 годах Рерих исполнил серию панно "Богатырский фриз" для особняка видного промышленника и почетного гражданина Петербурга Ф. Г. Бажанова. Дом был построен по проекту архитектора П. Р. Алешина в 1907-1908 годах в стиле модерн. Каждый его интерьер отличался неповторимым оформлением, но тема героической Древней Руси была доминирующей. Гостиную украшал майоликовый камин "Вольга и Микула", исполненный по эскизу М. А. Врубеля, а панно Рериха размещались в столовой. Серия состояла из восьми сюжетных ("Садко", "Витязь", "Баян", "Илья Муромец", "Микула Селянинович", "Город", "Вольга Святославович", "Соловей-разбойник") и одиннадцати декоративных композиций. Создание монументального "Богатырского фриза" стало в творчестве художника кульминацией его обращения к теме былин.

В советское время в доме Бажанова (ул. Марата, 72) находилась библиотека им. А.П.Чехова. В годы Великой Отечественной войны в условиях блокады панно были повреждены. Весь фриз покрылся толстым слоем копоти. Особенно пострадало панно «Вольга». Кроме сильного загрязнения, на нем оказался также утраченным правый нижний угол холста размером 52 X 36 см. В 1964 году «Богатырский фриз» был передан в Государственный Русский музей. Большую работу по его восстановлению провел старший художник-реставратор К. В. Бернякович. Он очистил холсты от поверхностного загрязнения, заделал прорывы и многочисленные проколы, укрепил участки осыпей красочного слоя и тонировал их. Полотна после реставрации впервые экспонировались в музее на юбилейной выставке художника осенью 1974 года.  В.П.КНЯЗЕВА. Богатырский фриз // «Н.К.Рерих. Жизнь и творчество». Сборник статей М., «Изобразительное искусство», 1978. 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: