Коллекция онлайн

1844, Санкт-Петербург – 1927, усадьба Борок Тульской губ.

Мечты (На горе)

Из серии «Из жизни Христа». 1890-1900-е

  • Холст, масло. 151 x 142
  • Ж-9155

  • Пост. в 1974 от И. М. Воронова (архимандрита Алипия) в дар


Картины евангельской серии художник считал главным трудом своей жизни. Приступая к работе, он писал: «Трудная задача передо мной — непосильная, но я не в состоянии от нее отказаться, слишком я охвачен величием этого человека и красотой повествования о нем». Поленов часто обращается к книге Э. Ренана «Жизнь Иисуса». Образ Христа, созданный писателем, был близок художнику и совпадал с его пониманием. С археологической точностью Поленов передает обстановку, окружающую Христа, но не стремится соблюдать каноны христианской иконографии. Большое значение живописец придает окружающему пейзажу. Он излучает величие и умиротворенность, придавая «бессобытийному» сюжету особый смысл. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 193.

Цикл „Из жизни Христа“ был начат в 1899 году после второго путешествия на Восток, из которого художник привез в основном пейзажные этюды, и закончен в 1908. 58 картин цикла были показаны в 1909 году в Петербурге, 64 – в Москве и других городах. Картины евангельской серии художник считал главным трудом своей жизни. Приступая к работе, он писал: „Трудная задача передо мной – непосильная, но я не в состоянии от нее отказаться, слишком я охвачен величием этого человека и красотой повествования о нем“.

Поленов часто обращается к книге Э. Ренана „Жизнь Иисуса“. Образ Христа, созданный писателем, был близок художнику и совпадал с его пониманием. С археологической точностью он передает обстановку, окружающую Христа: одежду, храмы, жилища, дороги, но не стремится соблюдать каноны христианской иконографии. Большое значение живописец придает окружающему пейзажу. Он излучает величие и умиротворенность, придавая „бессобытийному“ сюжету особый смысл. Красота и гармония человеческих отношений – главная тема картин серии. Люди „патриархального золотого века Галилеи“ мудры и духовны. В картинах цикла Поленову удалось выразить величие духа „Сына Божьего“, красоту евангельского повествования. Екатерина Шилова //  Иисус Христос. СПб, 2000. С. 173.

Картина неоднократно повторялась и варьировалась художников. Одноименные варианты: 1894 — СГХМ, Музей личных коллекций ГМИИ, 1899 — Муромский краеведческий музей.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: