Коллекция Государственного Русского музея

1878, Киев, Украина – 1935, Ленинград

Красная конница

Около 1932

  • Холст, масло. 91 x 140
  • Ж-9435

  • Пост.: 1936 от наследников (Ленинград). Передана в 1977 МК СС


Неоднозначность восприятия образов поздних произведений Малевича скрыта в глубинах символики цвета и в его универсальных композиционных схемах. В „Красной коннице“ противопоставлены незыблемость, бесстрастность необъятного пространства и хрупкость красных всадников. Что это — напоминание о рыжем апокалипсическом всаднике или — новый символ неотвратимости „мировой революции“? Русский музей. От иконы до современности. 2005. С. 344.

Долгое время картина была единственной работой опального художника, признанной официальной историей советского искусства. Этому способствовало ее правоверное название, звучавшее, казалось бы в унисон с общепринятым восхвалением революции и Красной армии. Малевич преднамеренно закрепил этот пласт толкований датой «1918 год» в правом углу холста и в надписи на обороте: «Скачет красная конница из октябрьской столицы, на защиту советской границы».

В живописном строе этого произведения нашли отражение размышления Малевича, отражающие его отношение к современной действительности: «… Одни вожди звали к духовной жизни, другие – к материальным благам. Так, уверовавшие люди двинулись в путь … Знамена меняются как портянки, и толку нет, ноги потные, пальцы стерты, мозоли нарощены. Движение человеческое в надежде получить благо напоминает собой тех безумных людей, которые, увидев горизонт, бросились туда, ибо полагали найти край земли, позабыв, что все они стоят на горизонте и бежать никуда не нужно…».

Гонимые неведомой силой, затерянные в вечном пространстве, мчатся революционные всадники под красными стягами по земному шару. Тонкие красные силуэты словно истаивают среди супрематических полос чистых цветов. Бесцелен и бессмыслен их яростный бег, ибо бесконечна дорога, безразличны земля и небо к людской суете и никогда не было и не будет во Вселенной земли обетованной.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: