Портрет танцовщицы Е. Б. Анненковой
1917
- Период Первая половина XX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Анненкова (урожденная Гальперина/Гальперн) Елена Борисовна (1897–1980) – ученица Айседоры Дункан, актриса театров Н. Ф. Балиева «Летучая мышь», Н. Н. Евреинова «Кривое зеркало», театра им. В. Ф. Комиссаржевской, первая жена Ю. П. Анненкова.
Работая для театра Н. Н. Евреинова, на спектакле „Homo sapiens“ Анненков познакомился с танцовщицей-босоножкой Еленой Гальперн, последовательницей балетной системы Айседоры Дункан, открывшей в России свои танцевальные классы. В этом портрете художник стремится запечатлеть на холсте мгновение движения, ввести в изобразительное искусство четвертое измерение – время. Остро ломающаяся линия великолепно передает характер балерины, ритмический рисунок ее танца. Порывистость и одновременно томность заключены в четком черном контуре и пастельной гамме цветов. Разнонаправленные плоскости, подобные кускам разбитых зеркал, словно призваны напомнить, что Гальперн-Анненкова была актрисой театра „Кривое зеркало“ Евреинова. // Альфия Низамутдинова. Русский портрет. XX век. СПб, 2001. С. 18.
Юрия Анненкова нельзя безоговорочно причислить к кругу русских футуристов: по своим художественным пристрастиям он тяготел к утонченной эстетике позднего "Мира искусства". Тем не менее в своих произведениях – как графических, так и живописных – он был явно увлечен возможностями заострения формы, характерными для "левых" направлений. Не случайно один из критиков назвал его искусство "каллиграфическим экспрессионизмом". К числу типичных работ художника середины 1910-х годов относится и портрет его первой жены, Елены Борисовны Анненковой, урожденной Гальпериной, танцовщицы-босоножки, ученицы Айседоры Дункан, актрисы театров "Летучая мышь", "Кривое зеркало". Экстравагантный и несколько шокирующий облик молодой женщины подсказал Анненкову решение портрета, в котором композиционной выразительности вторит лаконизм пластики и колорита.