Коллекция онлайн

1889, Винница Подольской губ. – 1970, Ленинград

Портрет А. А. Ахматовой

1914

  • Холст, масло. 123,5 x 103,2
  • ЖБ-1311

  • Пост. в 1920 из собр. А. В. и Ж. Л. Румановых (Петроград)


«Анна Андреевна поразила меня своей внешностью. Теперь, в воспоминаниях о ней, ее иногда называют красавицей: нет, красавицей она не была. Но она была больше, чем красавица, лучше, чем красавица. Никогда не приходилось мне видеть женщину, лицо и весь облик которой повсюду, среди любых красавиц, выделялся бы своей выразительностью, неподдельной одухотворенностью, чем-то сразу приковывавшим внимание»*. В этих строках поэт и критик Георгий Адамович ярко описал впечатление, которое Ахматова производила на своих современников. Ее необычная, запоминающаяся внешность, ее полная достоинства манера держать себя неоднократно вдохновляли художников. Как правило, авторы портретов Ахматовой были не только поклонниками ее таланта. Они входили в обширный круг ее общения. И образ Ахматовой возникал в их творчестве неслучайно.

Ахматова и сама выступала собственным портретистом. В стихотворных автоописаниях она не просто фиксирует черты своей внешности, — выстраивая, оттачивая свой облик, она творит свою лирическую героиню. «И кажется лицо бледней / От лиловеющего шелка, / Почти доходит до бровей / Моя незавитая челка», — этот поэтический автопортрет, созданный в 1913 году, в пору стремительного взлета ее ранней славы, стал объектом восхищенного подражания для многих женщин, сформировал своего рода моду.

Натан Альтман, автор одного из самых известных портретов Ахматовой, следует этому образу, воплощая определяющие черты ее индивидуального стиля. Художника и поэтессу связывали воспоминания о Париже, где они встречались в 1911 году. Альтман работал тогда в легендарном «Улье», монпарнасском пристанище интернациональной богемы. Ахматова же в те дни была музой другого обитателя «Улья», Амедео Модильяни. В ее воспоминаниях о визитах в мастерскую Альтмана, располагавшуюся в мансарде на набережной Невы, — о долгих разговорах, шутках и сумасбродных прогулках по крыше, — проступают сюжеты парижского богемного мифа.

Созданный Альтманом образ, по-декадентски утонченный и в то же время полный внутренней силы, стал одним из символов Серебряного века с его культом стиля и тревожными предгрозовыми предчувствиями. Любовь Шакирова. «Приходи на меня посмотреть...» // Каталог выставки в Малаге «Анна Ахматова. Поэзия и жизнь». 2019. С. 11-13.

* Адамович Георгий. Мои встречи с Анной Ахматовой // Адамович Георгий. Сомнения и надежды. М.: Олма-Пресс, 2006. С. 98–99.

Одним из лучших в творческом наследии художника является портрет Анны Андреевны Ахматовой, урожденной Горенко (1889–1966), с которой Альтман познакомился в 1911 году в Париже. Через два года они встретились в Петербурге, и Альтман попросил Ахматову дать ему несколько сеансов. Стремясь подчеркнуть артистизм модели, художник был далек от мысли представить поэтессу в будничной обстановке своей мастерской. Он разработал условный, несколько фантастический фон. Особую рафинированность придает произведению декоративно звучное колористическое решение. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 303.

Одно из лучших произведений в наследии Альтмана, портрет появился под впечатлением стихов Ахматовой (в то время уже автора книги «Вечер»), а также знакомства с поэтессой в 1911 году в Париже и встреч с ней в петербургском кабаре «Бродячая собака». Она сама и ее поэзия казались молодому художнику отзвуком мира «радости небывшей», связывались с мечтами о вечной, нетленной красоте. Анна Ахматова запечатлена такой, какой запомнилась многим современникам – грустная молодая женщина, высокая и стройная, с чеканным профилем и неизменной челкой, кутающаяся в большую шаль. Работая над портретом в мастерской на Тучковой набережной, Альтман отказался от конкретизации обстановки. Поэтесса изображена на фоне пейзажа, волей автора преображенного в сияющие кристаллы, воспринимающиеся как мир отвлеченной, возвышенной мечты. Интенсивные цвета одежды и прозрачные тона фона сверкают на полотне, как драгоценные камни, подчеркивая утонченность и вдохновенность поэтессы. Валентина Князева // Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 5.

Ахматова (Горенко) Анна Андреевна (1889–1966) – поэт. 

Ко времени создания портрета Анна Андреевна Ахматова (1889–1966) уже была прославленным поэтом. Образ, созданный художником, сохранил ярко выразительную внешность Ахматовой и свойства оригинального характера, сочетающего особую закрытость, утонченность натуры и черты величавости и даже царственности. В обширной галерее портретов Ахматовой (от А. Модильяни до К. С. Петрова-Водкина) это произведение – одно из лучших. Художник создает образ экспрессивными живописными средствами: контрастами цвета, угловатостью линий, несколько кубизированными – в духе времени – формами.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: