Коллекция онлайн

1882, Белосток Гродненской губ. –1949, Фонтен-о-Роз под Парижем

Натюрморт с яйцами

1914


Александра Экстер значительно раньше многих своих собратьев по русскому авангарду приобщилась к новшествам французской и итальянской живописи. Впервые приехав в Париж в 1907 году, она перезнакомилась со всеми знаменитостями – с Гийомом Аполлинером, Жоржем Браком, Фернаном Леже, Пабло Пикассо и Арденго Соффичи – и узнавала кубизм и футуризм из «первых рук».

Впечатление от нового французского искусства было подобно озарению, внезапно пришедшей ясности. Только признать подчиненную роль цвета в кубистической картине, его всего лишь конструктивные функции, Экстер не хотела и не могла. Ее кубизм всегда был цветным. И очень многое в нем определялось колористическим «менталитетом» художницы, сформировавшейся под сильным воздействием цветовой стихии украинской народной живописи. Даже если на творчество Экстер повлияли формальные ограничения французского кубизма и линейная динамичность футуризма, ее картины свидетельствовали об исключительном чувстве цвета и вели к новой концепции живописи как независимого исследования цветовых сочетаний, диссонанса, стихийных пространственных ритмов.

Подолгу живя во Франции и Италии, Экстер никогда не порывала с «левыми» художниками Москвы, Петербурга и Киева. Благодаря активному участию в различных выставках она приобрела известность и стала "своей" не только в русских, но и в европейских художественных кругах.

В натюрмортах Экстер среда и предмет существуют совершенно отдельно друг от друга. Отношения этих двух элементов активны и энергичны. Так в «Натюрморте с яйцами» (1914) на вещи, украшающие праздничный пасхальный стол, надвигается, окружает, пытается их себе подчинить, мир окрашенных плоскостей, по-разному ориентированных. Такое ощущение, что, двигаясь и расширяясь, среда эта поглощает предметную реальность, распределяя ее в геометрические блоки плоскостей. Обостренное восприятие цвета – пожалуй, главное в кубофутуристической живописи Экстер, причем тяготение художницы к народным источникам, прежде всего, к украинскому изобразительному фольклору, совершенно очевидно.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: