Белый круг (Композиция №76)
1918
- Период Первая половина XX века
- КатегорияАбстракция
- Поделиться
В этой работе Родченко решает сложную задачу развития пространства в глубину при сохранении внешней статики и вместе с тем тонкого взаимодействия светлого фона со светлым же кругом. Это своеобразно сцепленное движение: фон–белый круг–синий представляют живописный «перпетуум-мобиле». Но это вечное движение не только цветовых плоскостей, но и красоты, воплощенной в изменчивых формах. И если вспомнить слова художника: «Живопись — тело, творчество — дух», то здесь мы встречаемся с одухотворенной пластикой, рождающей ощущение почти классического гармоничного сочетания формы. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 334.
В своих абстрактных композициях художник варьирует простейшие геометрические фигуры, выстраивает новую изобразительную пространственность. Он использует приемы цветовых и масштабных контрастов, оптические эффекты, которые усиливает фактурная проработка поверхности холста, подчеркнутая логика цветосочетаний. Линия, цвет, пространство — главные компоненты живописной манеры А. Родченко. В 1918 в газете «Анархия» художник заявил, что «упорно изучает проекцию в глубину, высоту, ширину, открывает нескончаемую возможность построения за пределы времени», называет свои произведения «композициями движений окрашенных и проектируемых частей». Совершенно очевидно, что импульс к движению по этому пути художник получил от К. Малевича. Однако в отличие от последнего А. Родченко — большой материалист и, по существу, ближе В. Татлину с его отношением к искусству как ремеслу и процессу творчества как изобретению.