Коллекция онлайн

1889, с. Ивановское Московской губ. – 1924, Москва

Портрет философа

1915

  • Холст, масло. 89 x 63
  • Жб-1456

  • Пост. в 1926 через ГИНХУК, Ленинград


«Портрет философа» является признанным шедевром кубофутуристического периода творчества Поповой. Известно несколько живописных и графических вариантов этого портрета, на котором, по признанию самой художницы, изображен ее брат Павел. Вместе с тем образ брата для художницы служит лишь первоначальной идеей и импульсом для дальнейшей живописной работы. Само название подчеркивает этот уже отстраненный от реального персонажа и обобщенный смысл. Кроме того, в портрете ощутимо качество, которое является едва ли не неотъемлемым свойством русского авангарда. Это – ирония, которой пронизана композиция Поповой. В сочетании с названием здесь оказывается ироничным весь подбор атрибутов: цилиндр и белая манишка, щегольские усики и скептическая усмешка, распознающаяся в этом мелькающем, «дребезжащем» изображении, рюмка и издание философского «Revue». (Е. Б.).

Прообразом портрета послужил Попов Павел Сергеевич (1892–1964) – брат Л. С. Поповой, окончил юридический факультет Московского университета, увлекался философией, психологией, античной литературой, в 1920-е годы преподавал в Государственных высших театральных мастерских, руководимых В. Э. Мейерхольдом. Именно он сохранил творческое наследие Поповой.

Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 137.

Изображен брат художницы Павел Сергеевич Попов (1892–1964), окончивший юридический факультет Московского университета, увлекавшийся философией, психологией, античной литературой, в 1920-е преподававший в Государственных высших театральных мастерских, руководимых В. Мейерхольдом. Именно он сохранил творческое наследие Поповой.
Модель, окружающие предметы и фон однородны, художница лишает пространство глубины, и фон перестает быть фоном. Недописанные слова содержат намек, заставляя искать шифр, код изображения и живописно-пластический смысл. Форма тела, головы, предметов строится одинаково. Художница не делает различия между человеком, вещью и воздухом, подготавливая себе переход к беспредметной живописи.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: