Коллекция онлайн

1879, Киев – 1935, Ленинград

Портрет Н. Н. Пунина

1933

  • Холст, масло. 69 х 57
  • ЖБ-1517

  • Пост. в 1935 через Ленсовет с «Первой выставки ленинградских художников» (1935)


Пунин Николай Николаевич (1888–1953) — художественный критик, музейный деятель, идеолог новейшего искусства. Сотрудник Русского музея (1913–1933), хранитель и заведующий организованного им отдела новейших течений (1926–1931). Каталог выставки в Малаге «Анна Ахматова. Поэзия и жизнь». 2019. С. 23.

С середины 1920-х годов Ахматова снова жила в Фонтанном доме, в квартире своего третьего мужа Николая Пунина. Искусствовед и художественный критик, видный деятель русского авангарда, он сыграл большую роль в истории Русского музея, основав в нем отдел новейших течений (1927). Его деятельность начиналась в кругу, близком Гумилеву и Ахматовой. В 1913–1915 он сотрудничал в журнале «Аполлон». В 1915 — начале 1920-х годов он был идейным вдохновителем кружка молодых художников «Квартира № 5», в который входили Артур Лурье и Петр Митурич. В первые годы революции Пунин критиковал поэзию Гумилева с левых позиций. В 1921 году он был арестован по «делу о петроградской боевой организации», по которому Гумилев был приговорен к расстрелу. К Пунину в тот раз судьба была благосклонна, — он был освобожден. Любовь Шакирова. «Приходи на меня посмотреть...» // Каталог выставки в Малаге «Анна Ахматова. Поэзия и жизнь». 2019. С. 19.

Портрет Николая Пунина, написанный в 1933 году Казимиром Малевичем, изображает его трибуном нового искусства. Он облачен в костюм, напоминающий одежду эпохи Ренессанса и в то же время хранящий память об абстрактных супрематических композициях художника. Сосредоточенный, эмоционально отстраненный, Пунин словно вырезан из реальности и помещен в утопический мир, созданный художником. Но в контексте биографии Ахматовой это — портрет мужчины, который любил ее, но не смог дать ей покоя и счастья. После окончательного разлада их отношений, лишенная собственного пристанища, Ахматова была вынуждена по-прежнему делить кров с его семьей. Любовь Шакирова. «Приходи на меня посмотреть...» // Каталог выставки в Малаге «Анна Ахматова. Поэзия и жизнь». 2019. С. 22.

Созданный в 1933 году «Мужской портрет» сближается с серией известных «ренессансных» портретов художника. Есть в нем будоражащая неестественность, логика несоответствий, соединившая реальное, написанное в реалистической манере лицо и полуфантастические «супро-ренессансные» головной убор и одеяние персонажа. В совокупности всех составляющих изображение Малевич достигает ощущения недоговоренности, граничащей с абсурдом двойственности образа (Ольга Мусакова).


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: