Продавец птиц
1909
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияБытовой жанр
- Поделиться
1910-е были временем высшего расцвета таланта Павла Кузнецова. <...> Судьбоносным для него выходом из творческого кризиса было обращение к Востоку. Из года в год мастер совершает поездки в заволжские («киргизские») степи (1909–1912), затем в древние центры Туркестана — Бухару и Самарканд (1912–1913). Там он нашел идеал естественной жизни в гармонии с Землей и Космосом. Владимир Круглов. Павлу Кузнецову 145 лет // Павел Варфоломеевич Кузнецов. СПб, 2023. С. 12.
В «бухарских» картинах, связанных с городской культурой, значительную роль играет изображение архитектуры. Таков холст «Продавец птиц» , в котором динамичный геометризованный фон оттеняет созерцательное спокойствие персонажей на первом плане. Условная трактовка построек служит поводом для споров в среде искусствоведов — вызвана ли она влиянием живописи Древней Руси или восточной миниатюры или откликом на приемы кубизма. Одно можно сказать, что картина представляет собой гармоничное целое — так мастерски «зарифмованы» наполняющие холст линии и формы, как хорошо фон передает шумный, многоголосый характер жизни восточных городов, о чем писал Кузнецов в своих письмах друзьям. Там же. С. 14.
П. В. Кузнецов, как и другие голуборозовцы, стремился постичь тайны любви, рождения, смерти, круговорота природы. Картина создана в тот период, когда начинается новый этап в творчестве художника. Подобно многим художникам начала XX века, он уходит от уродливых форм цивилизации туда, где люди еще сохранили живую связь с природой. Бегство Кузнецова от удушливой жизни городов в киргизские степи напоминает возвращение в мир детской мечты. Художник открыл для себя не только прекрасный мир степей, он почувствовал в жизни Востока нравственные начала и поэтичность мира.
Кузнецова привлекала не только природа, но и жизнь обитателей степей, их облик, нравы, обычаи, одежды и обстановка. В картине «Продавец птиц» двое сидят на площади древнего города, перед ними гуляют павлины. Все отличается типичной для художника легкостью форм, его каменные дома выглядят, словно прозрачные кристаллы. Картины Кузнецова, построенные на тонких световых и цветовых отношениях, оттенках и полутонах, наполнены солнцем и ощущением гармонии и покоя. Как писал М. Алпатов, «каждая его картина заключает в себе нечто от величественной фрески».