Коллекция онлайн

1882, с. Воронье Пензенской губ. – 1943, Москва

Церкви. Новый Иерусалим

1917


Картина относится к серии работ, навеянных видами подмосковного Новоиерусалимского монастыря, и является характерным примером живописной пластики Лентулова, сочетающей предельную цветовую насыщенность с динамичностью, «взвихренностью» форм. Художник «раздробляет» красочную старинную архитектуру на отдельные яркие фрагменты, уподобляя их по декоративности своеобразному мозаичному панно, где каждый мазок начинает звучать подобно яркому кусочку смальты. Бунтарский, революционный дух живописи Лентулова уловил провидец Велимир Хлебников: «Колокольни с высокими просветами клонились, как перешибленный палкой и вдруг согнувшийся и схватившийся за живот человек или сломанный в нескольких местах колос… Это сквозь живопись прошла буря; позднее она пройдет сквозь жизнь; и много поломится колоколен». Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 284.

Посетив Новый Иерусалим, монастырский комплекс в Подмосковье, Лентулов создал целую серию архитектурных пейзажей. Непосредственные натурные впечатления сплавлены здесь с фантазией художника и выражены в остро динамичной манере. Живописец создает красочную комбинацию архитектурных конструкций, передающую объемно-пространственный строй памятника, музыку его пластических и цветовых форм. Полотно весьма характерно для творчества художника периода 1910-х. Для него показательны элементы кубистической геометризации, повышенная экспрессия, контрастность сопоставлений.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: