Коллекция онлайн

1899, Курск — 1969, Москва

Текстильщицы

1927


Картина «Текстильщицы» явилась результатом поездки Дейнеки по заданию журнала «Безбожник», с которым художник сотрудничал. Одновременно он был одним из лидеров Общества станковистов, где велись разработки метода синтетического отражения реальности.

С тем, что изменилась жизнь, настало время других героев, согласны были все – и создатели радикального авангарда, и последователи фигуративной линии. «Нельзя сейчас в позе купца или фабриканта, – замечает Александр Дейнека, – писать нашего ударника. У него <…> другая стать <…> и художник должен увидеть эту стать и суметь показать ее». «Жизнь выдвигала новое – прежде всего нового, социалистического человека, новую молодежь, комсомольцев, <…> рабфаковцев <…>». «И именно это новое время, – утверждали молодые художники, – надо втащить на холст». Такими персонажами становятся у Дейнеки «Текстильщицы» — женщины-работницы, наравне с мужчинами управляющие огромными станками-механизмами.

В картине художник применяет характерный для фотографии и кино принцип монтажной композиции. Он писал: «Я увлекался кружевом заводских конструкций, но они только фон. Я всегда изображал человека большим планом, в сильных типичных движениях». Фигуры ткачих решены на контрасте масштаба, объема и цвета, они будто противопоставляются фону. Изображенные в сложных ракурсах, объемные фигуры выделяются на фоне графически четкого рисунка деталей фабричного оборудования, что придает композиции особую динамику. Господствующие в картине радостно-мажорные интонации дают новое осознание не только внешних обстоятельств труда, но и его психологии, его духовного смысла. Основное здесь – чувство свободы и достоинства.

Художник удивительно чутко ощущал пульс времени и отражал его в своих полотнах. Он мастерски выстраивает композицию в смежных разновременных планах, ритмы работающих ткацких станков объединяются в своего рода орнаментальное пространство, почти монохромный серебристо-белый колорит придает картине четкость и графичность авторской пластической манеры, которая приобретает публицистическую заостренность и убедительность.

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

Картина написана на тонком холсте, натяжение холста ослабло. Из-за содержащегося в авторском грунте казеинового клея и разной толщины и нагруженности красочного слоя на поверхности образовался разнохарактерный жесткий кракелюр, со втянутостями холста с тыльной стороны. Кракелюр и изломы наиболее развитые на участках живописи белого и серого цвета, имели жесткие, приподнятые края, местами с угрозой осыпей.  Живописная поверхность выглядела тусклой и загрязненной.
По всей поверхности заметны следы прежних реставраций:  крупный  реставрированный прорыв основы сложной формы  с деформацией  вдоль линии соединения краев; разновременные  мастиковки, не соответствующие уровню авторского слоя; тонировки,  исполненные в различных техниках в разные периоды, изменились в цвете и потемнели.

Комплекс проведенных мероприятий:

В процессе консервации картина снята с подрамника и взята на растяжку на раздвижном рабочем подрамнике. С тыльной стороны удалены старые реставрационные кромки и загрязнения.
Укрепление красочного слоя и грунта с распаркой и укладкой жесткого кракелюра и изломов выполнено с использованием методики одновременного аппретирования авторского холста. В процессе укрепления картина неоднократно подтягивалась на рабочем подрамнике и продолжительно прессовалась.      
Старая заделка по прорыву холста была удалена, прорыв отпрессован, его стык укреплен современными реставрационными материалами.    
Выполнено дублирование новых реставрационных кромок.
Для картины изготовлен специальный «планшетный» подрамник.  С поверхности красочного слоя удалены въевшиеся загрязнения. В места утрат подведен реставрационный грунт. Старые, изменившиеся в цвете реставрационные тонировки удалены. Поверхность живописи покрыта защитным слоем матового лака.
Тонирование утрат красочного слоя выполнено специальными реставрационными красками.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 144-145.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: