Минерва
Статуя. Начало XVIII века
- Мрамор. 181 х 78,5 х 39,5
- ЛС-12
-
Сведения о реставрации:
(2005)
- Период XVIII век
- КатегорияМифологический сюжет
- Поделиться
Эта скульптура — из числа первых, находившихся в Летнем саду до 1710 года статуй, история поступления которых неизвестна.
Афина Паллада — греческий прообраз римской Минервы — часто украшала картины триумфальных ворот. Самые главные черты Паллады — это разум и сила. Она защитница городов и государств в войне и мире, ей подвластны всевозможные ремесла. В одном из сюжетов триумфальных ворот 1704 года обыгрывается миф о соревновании Паллады и Арахны, гордившейся своим искусством, в ткачестве. Арахна была побеждена и превращена в паука. На русской почве сюжет использовался, чтобы высмеять шведов, проигравших воинский спор за Ижорскую землю. Минерва на резном дубовом панно встречает входящих в вестибюль Летнего дворца Петра I, поражает врагов на живописном плафоне в Секретарской.
Минерва Летнего сада изображена в воинских доспехах. В шлеме с плюмажем, с копьем в руках. На доспехах изображена голова Медузы Горгоны, которая была отсечена Персеем при помощи и покровительстве Паллады. У ее ног — сова, в данном случае — символ мудрости.
// Скульптура Летнего сада. Сост. Н. Д. Кареева. СПб, 2004. С. 18.
Произведение фламандского скульптора Т. Квеллинуса «Минерва» по праву считается одной из лучших скульптур в коллекции Летнего сада. Скудные архивные данные свидетельствуют о том, что статуя появилась в Летнем саду в 1707 году. В течение только XX столетия она шесть раз подвергалась реставрации: восполнялась кисть левой руки, держащая копье, пальцы правой руки, фрагменты шлема и складок одежды. Копье также представляло собой реставрационное восполнение, относящееся, скорее всего, к первой трети XX века. Последнее серьезное повреждение статуя получила в 2003 году. В результате акта вандализма были повреждены пальцы левой руки, фрагмент плинта, расколото навершие копья.
Состояние сохранности до реставрации:
Скульптура в 2005 году поступила в мастерскую с многочисленными старыми доделками фрагментов лица (нос, губы), кисти левой руки, копья, деталей одежды, плинта, которые были частично утрачены, потемнели и растрескались. Поверхность мрамора была покрыта сажепылевыми загрязнениями и пятнами биогенного происхождения. Удаление загрязнений осложнялось состоянием поверхности памятника: значительная деструкция мрамора, на отдельных участках - каверны и сеть мелких трещин, удерживающих загрязнение в верхнем слое камня.
Комплекс проведенных мероприятий:
Для удаления очагов биопоражения с поверхности скульптуры использовались компрессы на основе каолина и перикиси водорода. Расчистка поверхности от стойких сажепылевых загрязнений и старых защитных покрытий проводилась путем промывки неионогенными поверхностно-активными веществами (ПАВ) и композициями различных растворителей (спирт, ацетон, уайт-спирит, толуол и др.), компрессами на основе натриевой соли карбоксиметилцеллюлозы (Na-КМЦ) с различными активными реагентами. На определенном этапе работ пришлось прекратить расчистку во избежание нанесения ущерба и без того ослабленной поверхности статуи. Однако, в дальнейшем для решения этой проблемы может быть весьма эффективным применение реставрационного лазера.
На основании изображения «Минервы» из Орхуса, любезно предоставленного С.О.Андросовым, реставрационное восполнение копья в руке Минервы с навершием в виде декоративно выполненного бутона растения было заменено на более тонкое древко с изящным остроконечным завершением. К тому же последний вариант копья, изготовленный из титановой трубы диаметром 22 мм, оказался в несколько раз легче предыдущего, что значительно ослабило нагрузку, которая приходится на кисть и предплечье левой руки.
В результате многолетней коррозии металлической арматуры в предплечье левой руки образовались трещины. Ослабленный участок предплечья был укреплен, трещины закрыты доделочной массой на основе клея «Paraloid B-72» и мраморной крошки. Новая арматура из нержавеющей стали зафиксирована в прочном неповрежденном участке предплечья на известковую композицию, которая в отличие от силовых полимерных клеев по составу и свойствам ближе к мрамору. Состояние сохранности мраморного реставрационного восполнения кисти левой руки со следами склейки эпоксидной смолой и сильной деструкции поверхности было признано неудовлетворительным. Кисть левой руки была промоделирована заново с учетом имеющихся изобразительных материалов и изготовлена из доделочной массы, имитирующей натуральный камень. Мраморные реставрационные доделки носа и губ, которые с течением времени утратили первоначальную морфологию поверхности, заменены на новые восполнения из искусственного камня, выполненные в соответствии с авторской пластикой.
Руководитель проекта - художник-реставратор высшей категории Топоркова Б.П.
Реставраторы - Галимов М.С., Григорьева Е.В., Иванов О.И., Казанова А.В., Лазарев П.А., Харченко В.В.
Подробнее см. на сайте службы реставрации музейных ценностей