Коллекция онлайн


1688, Эсте, (провинция Падуя) — 1752, Неаполь

Нереида

Статуя. Начало XVIII века


«Нереида», исполненная из каррарского мрамора скульптором Антонио Коррадини, как полагает С.О.Андросов, в 1716-1717 годах, представляет фигуру юной обнаженной женщины, голова которой повернута к левому плечу и украшена веерообразной раковиной, По спине спускается шарф, идущий через бедро назад и покрывающий опору- На основании впереди вырублены надписи: «Neraide» и «№ 25».

По определению Ф. Р. Любкера, «Нереиды, красивые молодые нимфы, живут в глубине моря у старика отца — Нерея. Они помогают мореходцу в плавании по волнам. Искусство изображало их красивыми, стройными девами, то в нагом виде, то в одежде, часто с морскими чудовищами, особенно с дельфинами, которые их носят на спинах».

Некоторые архивные документы, относящиеся к XIX веку, отмечают неудовлетворительное состояние мраморной скульптуры, «не подлежавшей реставрированию».

В 1967 году, во время пожара, статуя получила серьезные повреждения: была утрачена голова, часть левой руки и драпировки, пальцы левой ноги и часть постамента. Поверхность мрамора потемнела, загрязнилась, покрылась щербинами и мягкими царапинами.  В 1987 году решено реставрировать скульптуру и вернуть её в сад.

Хвостова Г.А. За кулисами петровского  парадиза, или История скульптуры Летнего сада в XVIII - начале XXI века. СПб. 2017. С. 115.

Сложной задачей реставрационной эпопеи «Нереиды» был поиск её образа. Утраченная голова зафиксирована лишь на четырех снимках, хранившихся в фототеке музея. На них статуя представлена в полный рост примерно с одной позиции — вид фронтально с повернутой влево головой...  В ходе научного воссоздания её облика большое значение имели консультации учёных, сотрудников Государственного Эрмитажа О. Я. Неверова и С. О. Андросова.

Венчавшая голову «Нереиды» раковина значительно затруднила восстановление, поскольку долго не удавалось выявиться скульптур Эрмитажа и пригородов Петербурга статуй, головы которых были бы украшены раковинами. Наконец аналог обнаружили в Зоологическом музее — скульпторам оставалось изучить в натуре и зарисовать двустворчатую раковину «средиземноморский гребешок» - именно такая раковина на ремешке украшала волосы «Нереиды». С этого момента началось активное решение образа — сначала графически, затем в материалах — пластилине и гипсе. Готовую, принятую Реставрационной комиссией гипсовую модель следовало перевести в мрамор. Там же. С. 116.

Чрезвычайно интересной стала работа резчика И. В. Смирнова, по просьбе которого его знакомые подготовили пунктир-машину, необходимую для перевода гипса в мрамор. На поверхность обтёсанной мраморной глыбы изо дня в день, в течение полутора месяцев переносились точки — ориентиры, помогавшие резчику убирать «лишний» камень. Вскоре из сияющего белизной мрамора стало высвобождаться как бы просыпающееся лицо «Нереиды»... Так же возникли и остальные недостающие фрагменты скульптуры. К маю 1989 года они, при помощи латунных пиронов на эпоксидной смоле, были укреплены на скульптуре. В середине июня статуя была установлена в центральной части Летнего сада на Школьной аллее, неподалеку от скульптурной группы «Амур и Психея».  Там же. С. 117.

В относительно удовлетворительном состоянии статуя простояла в саду вплоть до 2009 года — начала масштабной реставрации Летнего сада, перед которой все скульптуры, за исключением скульптуру группы «Аллегория Ништадтского мира. Мир и Победа», покинули аллеи Летнего сада. Впереди мраморную «Нереиду» ожидали: реставрация, копирование и обретение убежища в хранилище Михайловского замка.

После окончания реставрационных работ по саду на одном из воссозданных фонтанов можно увидеть копию статуи «Нереида» - в том самом виде, который получил подлинник во время описанных реставрационных мероприятий 1987—1989 годов.  Там же. С. 118.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: