Коллекция онлайн

Баратта П.
(Италия)
1659, Каррара – 1729, Венеция

Аполлон

Бюст скульптурный. Начало XVIII века


В мирном государстве должны процветать искусства, которые обычно олицетворяются Аполлоном, «стихотворцев начальником», и музами.

В Летнем саду стоят скульптуры Аполлона и Дианы, но они — и это редкое исключение — более позднего происхождения и не относятся к петровской коллекции. Обе скульптуры попали сюда в 1830 году из Михайловского замка. Когда война закончилась, на триумфальных воротах 1721 года были изображены Аполлон и музы на горе Парнас; они обозначали «все учения... которые во время войны молчат, а в мире свободу имеют»

Скульптурный бюст изображает Аполлона Феба (лучезарного), олицетворяющего Солнце. «Стрелы Аполлона пролетают огромное пространство, потому что солнце раскидывает свои лучи очень далеко; он бог-прорицатель, потому что солнце, освещая свой путь, должно видеть все, что произойдет и происходит; он покровитель муз и бог вдохновения, потому что солнце, неизменно совершая свой путь, устанавливает этим и поддерживает гармонию всей природы...» Лавровый венок на голове — это память о любимой им нимфе Дафне, которая, избегая его ухаживаний, обратилась в лавр.

«Бог — ей: «Если моей супругою стать ты не можешь,

Деревом станешь моим, — говорит, — принадлежностью будешь

Вечно, лавр, волос ты моих, и кифар, и колчанов».

(Овидий. «Метаморфозы»)

В числе прочих покупок Рагузинского, относящихся к концу 1716 — началу 1717 года, этот скульптурный бюст был зарисован в альбоме, что помогло уточнить его сюжет. Он прибыл в Россию вместе с первой большой партией бюстов и статуй, отправленных Рагузинским из Венеции.

// Скульптура Летнего сада. Сост. Н. Д. Кареева. СПб, 2004. С. 62.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: