Коллекция Государственного Русского музея

1659, Каррара – 1729, Венеция

Аполлон

Бюст скульптурный. Начало XVIII века


В мирном государстве должны процветать искусства, которые обычно олицетворяются Аполлоном, «стихотворцев начальником», и музами.

В Летнем саду стоят скульптуры Аполлона и Дианы, но они — и это редкое исключение — более позднего происхождения и не относятся к петровской коллекции. Обе скульптуры попали сюда в 1830 году из Михайловского замка. Когда война закончилась, на триумфальных воротах 1721 года были изображены Аполлон и музы на горе Парнас; они обозначали «все учения... которые во время войны молчат, а в мире свободу имеют».

К этой же группе статуй может быть присоединен скульптурный бюст «Солнце», который долгое время назывался Аполлоном. Скульптурный бюст изображает Аполлона Феба (лучезарного), олицетворяющего Солнце. «Стрелы Аполлона пролетают огромное пространство, потому что солнце раскидывает свои лучи очень далеко; он бог-прорицатель, потому что солнце, освещая свой путь, должно видеть все, что произойдет и происходит; он покровитель муз и бог вдохновения, потому что солнце, неизменно совершая свой путь, устанавливает этим и поддерживает гармонию всей природы...» Лавровый венок на голове — это память о любимой им нимфе Дафне, которая, избегая его ухаживаний, обратилась в лавр.

«Бог — ей: «Если моей супругою стать ты не можешь,

Деревом станешь моим, — говорит, — принадлежностью будешь

Вечно, лавр, волос ты моих, и кифар, и колчанов».

(Овидий. «Метаморфозы»)

В числе прочих покупок Рагузинского, относящихся к концу 1716 — началу 1717 года, этот скульптурный бюст был зарисован в альбоме, что помогло уточнить его сюжет. Он прибыл в Россию вместе с первой большой партией бюстов и статуй, отправленных Рагузинским из Венеции.

// Скульптура Летнего сада. Сост. Н. Д. Кареева. СПб, 2004. С. 62.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: