Коллекция онлайн

Кабианка Ф.
(Италия)
1665, Венеция – 1737, Венеция

Сатурн

SATURNO. Статуя. Начало XVIII века


SATURNO

Сатурн — римский бог земледелия, чей культ слился с культом бога Кроноса, которому было предсказано, что он будет низвергнут одним из его детей. Поэтому Кронос проглатывал своих младенцев, и именно так в искусстве стали изображать Сатурна. С именем Сатурна связано представление о золотом веке — эпохе равенства, всеобщего изобилия и вечного мира. На триумфальных воротах в Москве, воздвигнутых для встречи победителей под Полтавой, на одной из картин был изображен Сатурн — «старый крылатый человек, отец богам бывший». Там же была надпись: «Сатурновы лета возвратятся» и цитировались строки из Овидия, которые в современном переводе звучат так:

«Не было шлемов, мечей; упражнений военных не зная,

Сладкий вкушали покой безопасно живущие люди».

 Здесь как раз и идет речь о золотом веке, который для России связывался с именем Петра I, его «благоразумием и благорассмотрением», так как он «на благоугоднейших места фортецы (то есть крепости. — Ред.) от имени своего и иных созидает».

Мотив поглощения Сатурном своих детей также обыгрывался на одном из изображений триумфальных ворот 1704 года: Сатурн «во образе старца крылатого, бледного и изсохшего» извергал своих проглоченных детей и камень, который ему подсунула Рея вместо последнего ребенка — Зевса. Сатурн олицетворял в этом случае шведскую державу, которая «неправедно поглоти многоценный камень», то есть Ижорскую землю. В Летнем саду, вероятнее, Сатурн скорее всего олицетворял память о золотом веке, поскольку пару ему должна была составить богиня плодородия Опс. Имя этой богини потерялось при переписке, и эта часть заказа не была выполнена.

Скульптура была выполнена по заказу архитектора Г.-И. Маттарнови для парапета Грота в Летнем саду.

// Скульптура Летнего сада. Сост. Н. Д. Кареева. СПб, 2004. С. 55.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: