Коллекция онлайн

28 января 1865 года — неизвестно

Александр III

Проект статуи для зала Русского музея императора Александра III. 1895


В 1895 году ИАХ провела конкурс на статую императора Александра III для одного из залов Русского музея. 22 января 1896 года собранием Академии было рассмотрено 32 эскиза. Работа художницы Вернер под девизом «Гнев да милость близко живут» была удостоена третьей премии. Первая премия была присуждена академику Р. Р. Баху, вторая — академику В. А. Беклемишеву. Однако ни один из представленных проектов не был осуществлен. Работа Вернер получила распространение в бронзовых отливах. Екатерина Шулина // Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 326.

Александр III (1845–1894) — сын императора Александра II, с 1881 — российский император.

В 1895 году первый управляющий Русским музеем императора Александра III великий князь Георгий Михайлович обратился в Академию художеств с предложением провести конкурс на статую императора Александра III для одного из залов музея. В письме отмечалось, что эскизы должны быть не менее 10 вершков в высоту (около 45 см). Их необходимо было представить к 15 января 1896 года. После присуждения премий эскизы должны были быть представлены на «Высочайшее государя Императора благоусмотрение» 1. Затем предполагалось поручить исполнение статуи автору лучшего эскиза в размерах, превышающих натуральный рост, но не более чем в полтора раза.

22 января 1896 года собранием Императорской Академии художеств было рассмотрено 32 эскиза. Работа художницы А. В. Вернер под девизом «Гнев да милость близко живут» была удостоена третьей премии. Первая премия была присуждена академику Р. Р. Баху, вторая — академику В. А. Беклемишеву. Судя по архивным материалам, с созданием статуи возникли проблемы, и было принято решение заменить ее бюстом императора. 23 января 1898 года К. Берто получил заказ на отливку из художественной бронзы по гипсовым моделям в числе прочих бюста императора Александра III скульптора Р. Р. Баха, на исполнение работы давался один месяц. Именно этот бюст украшает сейчас парадную лестницу Михайловского дворца.

По всей видимости, модель А. В. Вернер в дальнейшем получила распространение как станковое произведение. В собрании ГРМ хранятся два бронзовых и один гипсовый экземпляр. Произведение Вернер, восходящее в композиционном отношении к известным фотографиям Александра III, могло в какой-то мере повлиять на памятник императору, установленный в 1901 году в Кушве 2. Интересно также, что очень близкая вернеровскому «типу» фигура Александра III запечатлена на акварели А. Эдельфельта, представляющей монументы четырем российским императорам. Екатерина Минченко // Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. СПб, 2006. С. 72.

1. РГИА, ф. 789, оп.12, 1895, д. 32-з.
2. См.: Сокол. 2006. C. 155 (воспр.).


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: