Статуя Николая I для парка Александрия в Петергофе
1867
- Гипс. 209 х 83 х 75
- Ск-1204
- Период Вторая половина XIX века
- Поделиться
Николай I (1796–1855) — младший брат императора Александра I, российский император (с 1825).
Третий сын императора Павла I и императрицы Марии Федоровны, урожденной принцессы Вюртембергской. Вступил на престол в 1825 году. Правление Николая I характеризовалось централизацией государственной власти и регламентацией всех сфер деятельности. В 1826 году было создано Третье отделение Собственной Е. И. В. канцелярии, призванное следить за политической благонадежностью подданных, а в 1827 — опубликован цензурный устав, названный современниками «чугунным». В основе внутренней политики лежал принцип «самодержавие, православие, народность». Незыблемость самодержавия лежала и в основе внешней политики. Польское восстание (1830-1831) и революционные волнения в Европе начала 1830-х годов способствовали возрождению Священного союза России, Австрии и Пруссии. В 1833 году между этими странами было достигнуто соглашение о взаимной поддержке в случае политического кризиса. Принятая императором роль покровителя христианских народов, находящихся под властью мусульман, определяла восточное направление внешней политики. Русско-турецкая война (1828—1829) способствовала обретению независимости Греции (1830). Последние годы царствования Николая I были омрачены военными неудачами в Крымской войне (1853-1856). Личность и деятельность императора вызывала противоречивые оценки современников — от восторженного почитания («рыцарь самодержавия») до категорического неприятия («жандарм Европы»). Наталия Соломатина. Каталог выставки в Малаге "Династия Романовых". 2017. С. 301.
«В 1865 году поручено было мне Его Высочеством Государем Императором исполнение мраморной статуи в настоящую величину в Бозе почившего императора Николая Павловича для парка в Александрии близ Дворца»,— писал в своей автобиографии скульптор Р. К. Залеман 1. 16 июня 1868 года статуя была установлена у дворца Коттедж близ Петергофа. Гипсовый отлив, по которому статуя Николая I высекалась из мрамора, в 1898 году был передан из Академии художеств в Русский музей императора Александра III.
В работе над образом Николая I Залеман ориентировался на модель статуи императора, выполненную Н. С. Пименовым, и созданные этим же скульптором бюсты, изображавшие Николая I в достаточно пожилом возрасте, незадолго до смерти. По поводу фигуры в рост в отчете за 1856 год Пименов писал: «По высочайшему повелению Ее императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны ныне произвожу в натуральную величину статую Его Императорского Величества в Бозе почившего Государя Императора Николая Павловича для постановки оной из мрамора в Александрии близ Петергофа» 3. Однако Пименову не суждено было завершить начатое, в 1864 году он скончался.
Приведем относящийся к этому моменту архивный документ: «1865 года февраля 11 дня я, ниже подписавшийся, даю сию подписку в том, что окончание статуи блаженныя памяти императора Николая Павловича по модели алебастровой произведенной покойным профессором Пименовым, принимаю на себя с имеющимся блоком мрамора, за оставшуюся недоотпущенной по сему заказу сумму шесть тысяч пятьсот рублей, в число коих прошу выдать мне теперь же для начатия работ одну тысячу пятьсот руб.; а остальные производить мне по мере хода работ, именно: когда буду приступать к производству работ из мрамора — две тысячи руб.: когда будет в половине эта работа еще две тысячи руб.: и при окончании тысячу рублей. Академик Р. Залеман» 4.
Спустя четыре года, 15 сентября 1868 года Совет Императорской Академии художеств удостоил Залемана звания профессора скульптуры за выполнение мраморной статуи императора Николая I. В выданном дипломе значилось: «Санкт-Петербургская Императорская Академия художеств за особенное искусство и отличные познания в скульптуре признает и почитает Академика Роберта Карловича Залемана своим профессором…» 5. Подписан документ президентом Императорской Академии художеств великой княгиней Марией Николаевной, дочерью Николая I. Ольга Кривдина // Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. СПб, 2006. С. 40.
- РГИА, ф. 789, оп. 14. д. 26-З, Л. 15.
- Воспроизведение см.: Петергоф. Альманах. Из истории дворцов и коллекций. СПб, 1992. С. 14.
- ОР ГРМ, ф. 14, д. 111, л. 28.
- РГИА, ф. 789, оп. 4, д. 156, л. 22.
- РГИА, ф. 789, оп. 14, д. 26–З, л. 8.
На основании: Sалеманъ 1867 г.